Из путешествия приятно привозить впечатления. Эмоции, ощущения, чувства, если они, конечно, того стоят, останутся в душе, возможно навсегда. Фраумюнстер – архитектурное воплощение строгости и достоинства, которое поражает своим величием и красотой.
Чувство спокойствия, и даже умиротворения испытываешь в ней, бывшем женском монастыре . Церковь известна прекрасными витражами Шагала, удивительно гармоничным сочетанием современного искусства и религии.
Монастырь был основан в середине 9 века и имел большое значение для города — настоятельница по сути являлась правительницей города. Но с середины 16 века аббатство пришло в упадок. Таким монастырь оставался до 20 века, пока в 1960 году не началась его реконструкция.
От былого католического богатства Фраумюнстера остались только скульптурные изображения ангелов у ворот храма – словно королевские дочери, основательницы
монастыря, и сегодня призывают всех страждущих и жаждущих духовного утешения
под сень своей женской обители.
Для восстановления храма была создана специальная комиссия, проводился конкурс среди мастеров Швейцарии, но безрезультатно. Тогда комиссия сделала предложение Марку Шагалу, вдохновленная выставкой его работ, среди которых были эскизы витражей для синагоги в Иерусалиме.
В то время ему было 83 года. И поначалу он отказался от предложения, мотивируя тем, что это не его масштаб. Согласие на создание витражей Шагал дал только через год. Он долго размышлял над тем, как органично вписать свою «библейскую историю» в заданные пропорции — метр в ширину и десять в длину.
Всю композицию Шагал вложил в пять окон, которые потрясают своим сияющим цветом — ярким, насыщенным, не совсем привычным для глаза и каким-то неземным. Как всегда он узнаваемый шагаловский – глубокий синий, рубиновый, изумрудный зеленый, рыжий. Если смотреть по спирали, можно прочитать историю христианства, от Ветхого до Нового Завета, начиная с окна Пророка, далее окно Закона, затем Иакова и Сиона, завершается композиция окном Иисуса.
Каждый сюжет имеет свою тему и цвет.
Работы длились два года во Франции, причем несмотря на возраст Шагал выполнял не только роспись, но и сам готовил поверхность стекла. В 1970 году витражи были подарены городу.
В 1978г. когда ему было уже девяносто, Шагал дополнил украшение основного помещения церкви в форме готического окна розой, состоящей из семи лепестков, каждый из которых символизирует один из дней сотворения Мира.
Я не была большой поклонницей творчества Шагала, но видимо окружающая обстановка : тишина, полумрак и свет проходящий сквозь витражи делал их неземными. Всё это произвело неизгладимое впечатление.
Фотографировать нельзя, но не удержалась и уже при выходе сделала снимки, они конечно же не передают увиденного.