Большую часть северных окраин моего города С-Петербурга в прошлом занимали дачные предместья. Мода выезжать в теплое время года на дачу появилась у разночинного сословия Российской империи в середине XIX века. Дворянское сословие испокон веков проводило летние месяцы в своих загородных имениях. Во второй половине XIX века дворянские имения частично застраиваются дачными поселками, а освобожденные от крепостной неволи крестьяне летом ютятся в сараях вместе со скотиной, а свои дома освобождают под дачи для небогатой и невзыскательной публики из города. Про дачную жизнь в конце XIX века пишут А.Блок, А.Чехов, Л.Толстой и другие звезды литературы того времени.
"Ах, лето красное... закаты и прогулки, —
Как упоительны в России вечера!.."
Особенно популярными дачными местами у разночинного сословия российской столицы были пригородные поселки: Удельная, Шувалово, Коломяги. Сейчас это районы городской застройки, а в конце XIX века — очень модное дачное место. Дачному буму в этих местах поспособствовало строительство в 1870-х годах железной дороги С-Петербург — Гельсинфорс. В XVII веке где-то в Коломягах было шведское военное укрепление. Название "Коломяги", как и большинство топонимов в наших краях, финское (в переводе с финского "коло" — углубление, "мяки" — гора, холм). Современные Коломяги застроены высотками или таунхаузами. Из старинной архитектуры сохранилась деревянная церковь Дмитрия Солунского начала ХХ века, да совсем немного старинных деревянных дач в полуразрушенном состоянии.
В начале ХХ века крестьяне северных, да и всех других предместий столицы не растили хлеба и овощей, не держали скотину, а львиную долю своего дохода получали за счет сдачи своих домов в аренду на теплый сезон. Одна из газет начала ХХ века писала: " ...Прежде жили одни немцы, теперь от них и духа не осталось. Крестьяне-дачевладельцы — поголовно алкоголики, и для похмелья последнюю телку за целковый отдают..."
В 1797 г. , — в день своей коронации император Павел I подписал закон "Об Императорской фамилии". Закон определял, что император, его мать, жена и старший сын (наследник престола) находятся на содержании казны, а остальные члены императорской семьи содержатся Удельным ведомством. Это ведомство управляло собственностью Императорского дома Романовых. Рядом с нынешней ж.д.станцией Удельная в 1832 г было построено здание Удельного училища. Оно готовило чиновников для Удельного ведомства, — что-то, вроде, ведомственного лицея. После реформы 1861 г училище упразднили, а его территорию отдали под Загородную больницу. Позднее здесь обосновалась городская больница св.Пантелеймона для хронических душевнобольных. Ныне это психиатрическая больница им.И.И.Скворцова-Степанова.
Рядом с бывшим Удельным училищем в конце XIX века был разбит парк Удельного ведомства. Удельная на рубеже XIX и ХХ веков была популярным дачным местом у небогатых горожан, вынужденных каждый день бывать по службе в городе.
Еще севернее Удельной, — т.е. дальше от города в конце XIX века располагалось самое популярное из ближайших окрестностей С-Петербурга дачное предместье Шувалово-Озерки.
Здесь находится одна из самых высоких возвышенностей С-Петербурга Поклонная гора.
Жившие здесь в древности язычники-финны устраивали на возвышенных местах свои религиозные святилища. Отсюда и название горы.
На Поклонной горе имел дачу знаменитый доктор тибетской медицины — монгол по рождению, приехавший в столицу империи из Бурятии, Жамсаран Бадмаев. Приняв православие, он стал Петром Александровичем. В своем доме на Поклонной Петр Бадмаев вел прием больных (была у него еще и клиника на Литейном проспекте), держал коров, чтобы его дети пили свежее молоко, и делал лекарства в собственной аптеке-лаборатории по тибетским рецептам. Помимо лечения больных, доктор Бадмаев переводил на русский язык древние рукописи по врачебной науке Тибета. Пациентом доктора Бадмаева был и Григорий Распутин. Дом Бадмаева стоял до 1981 года на Поклонной горе и был снесен при строительстве транспортной развязки.
Дачный поселок Озерки слева от дороги на Выборг, под Поклонной горой. Назван он в честь цепочки из трех озер, тянущейся вдоль шоссе на Выборг.
В Озерки в конце XIX века ходил дачный поезд с Приморского вокзала (ныне это ж.д. станция Новая Деревня).
В начале XVIII века земли вокруг трех озер Петр I подарил своей дочери Елизавете. А в 1746 г в благодарность за участие в дворцовом перевороте 1741 г, приведшим дочь Петра Великого к престолу императрица подарила свою вотчину графу И.И.Шувалову. Новый хозяин привез сюда из своих имений под Суздалем своих крепостных крестьян, и озера стали называться Суздальскими.
Для себя вельможа Елизаветы Петровны велел построить дворец и разбить при нем парк. В Шуваловском парке сохранились искусственные пруды и насыпанный крепостными графа Шувалова холм, называемый в честь знаменитой горы вдохновения Парнас. Во время Второй Мировой войны в подземных ходах под горой располагался запасной штаб Ленинградского фронта. К концу XIX века графское имение Шувалово превратилось в дачный поселок. Здесь имели или снимали дачи писатель Н.Лесков, композитор И.Глазунов, певец Ф.Шаляпин и другие деятели искусства того времени. Очень любил эти места А.Блок и посвятил им немало стихов.
Летом здесь кипела дачная жизнь. При ж.д.станции Озерки был сад, где играл духовой оркестр, ресторан, казино и летний театр, где играли столичные актеры. На озерах происходили катания на лодках и яхтах, устраивались купания, состязания по плаванию и парусные гонки. В дачный сезон по озеру от станции Шувалово до Шуваловского лесопарка ходил пароход.
"Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг.
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленный кривится диск".
Именно в ресторане при вокзале в Озерках А.Блок написал свое известное стихотворение "Незнакомка" весной 1906 г.
"По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач."
Эти строки А.Блока тоже об этих местах. "Крендель булочной" мог золотиться, скорее всего, на этом дореволюционном здании.
От старинных деревянных дач Шувалово-Озерков почти ничего не осталось, — повсюду таунхаузы и особняки богачей постсоветской России.
Где-то за станцией Озерки на одной из дач был убит поп Гапон.
В 1948 г. на остатках пригородной узкоколейки, связывавшей столицу с дачными предместьями в начале ХХ века, построили Детскую железную дорогу. Несмотря на всеобщую коммерциализацию нашей жизни, дети на Малой Октябрьской железной дороге обучаются профессии железнодорожника бесплатно.
К 70-м годам ХХ века к этим тихим сельским местам подошел город. Многоэтажные новостройки и кварталы элитных коттеджей вокруг трех озер разделяет Выборгское шоссе.