Продолжим экскурсию по Старой Риге. В предыдущей части мы дошли до Думской площади и осмотрели здания Латышского радио и биржи. Наш маршрут прогулки по Старой Риге. День. Часть 1. Обойдя Рижский собор стороной, оставив его на сладкое мы решили посетить сначала музей истории Риги и мореходства. Он находится в монастырских помещениях собора. Для того, чтобы его найти нужно обойти собор справа, если мы идем от биржи. Ориентиром будет служить памятник Иоганну Готфриду Гердеру.
Это немецкий философ-просветитель, литератор, фольклорист. В 1764 году получил место проповедника и заведующего Домской школой в Риге, а с 1767 года служил еще , как пастор. Здесь в Риге , он имел огромный успех, как воспитатель и проповедник, но его самая большая заслуга, что он ввел в обиход термин "народная песня". Он собирал песни народов мира, систематизировал их и издал в 1807 году сборник "голоса народов в песнях"Площадь, на которой установлен памятник , так же носит его имя. Площадь очень старая. Она обозначена в плане города еще в 1650 году. До 1864 года на ней были городские весы и она называлась малой весовой. В 1864 году на ней установили памятник Гердеру, а сама площадь получила его имя.
Справа от памятника находится улица Palasta. Слева красное здание и есть вход в музей истории Риги и мореходства. Экспозиция музея освещают историю Риги, начиная с момента основания города в 1201 году и заканчивая первой половиной XX века.
Экскурсия начинается с подъема вверх по лестнице. На стенах развешены гербы. Входим в первый зал и начинаем экскурсию с темы : СТАНОВЛЕНИЕ РИГИ (ДО 1201 ГОДА)
Становление Риги относится к XI–XII вв., хотя история нижнего течения Даугавы гораздо древнее. Следы первых жителей на территории Латвии – охотников раннего каменного века – констатированы в Саласпилс Лауксколе, в свою очередь укрепленная стоянка бронзового века в Кивуткалнсе является одним из выдающихся археологических памятников в Восточной Прибалтике. Особенно плотная заселенность на территории Вецриги (Старой Риги) наблюдается в XII в., когда здесь образовались два поселения, в которых проживали даугавские ливы и переселенцы из Северной Курземе. Благодаря удобной естественной гавани на берегу реки Риги (Ридзене) и расположению на пересечении важных торговых путей, Рига во 2-й половине XII в. стала хозяйственным центром области нижнего течения Даугавы.
В экспозиции можно увидеть не только артефакты каменного, бронзового и железных веков, найденные на подступах к городу Риге (Саласпилс Лаукскола, Бульупес Варнаскрогс, Кивуткалнс и др.), но и древности, вскрытые во время раскопок в Вецриге – орудия труда, оружие, украшения и предметы быта. Одним из интереснейших свидетельств древней истории является остов корабля XIII в., затонувший в древней рижской гавани.
Следующий залы — СРЕДНЕВЕКОВАЯ РИГА (1201–1581).
Годом основания Риги принято считать 1201 год, когда город стал резиденцией епископа Альберта. В Риге было создано самоуправление – магистрат, на деятельность которого влияли отношения города с его феодальными сеньорами: рижскими епископами ( с 1255 года – архиепископами) и Ливонским орденом. В конце XIII в. Рига стала значительным центром транзитной торговли – самым большим городом Ганзы в Восточной Прибалтике. С развитием торговли и ремесел появились организации торговцев и ремесленников – гильдии и Общество Черноголовых. В результате взаимодействия культур местных народов (древних латышей и ливов) с Западом и Востоком здесь образовалась своеобразная культурная среда, в которой однако доминировали традиции, характерные для всего немецкого региона Ганзы.
Во время Ливонской войны (1558–1583) Рига освободилась от господства феодальных сеньоров и на протяжении дальнейших 20 лет являлась вольным городом.
В экспозиции можно увидеть подлинники XIII–XVI вв., из которых часть получена во время раскопок в Старом городе, а остальные поступили из богатых коллекций Рижского магистрата, гильдий и Общества Черноголовых. Одним из интереснейших экспонатов является деревянная скульптура св. Христофора, или Большого Кристапа, высотой в 2,4 м, которая в свое время была объектом поклонения и восхищения как простых горожан, так и приезжих.
Дальше развитие Риги шло под властью ПОЛЬШИ И ШВЕЦИИ (1581–1710).
О жизни в Риге в этот период, во всех ее проявлениях, рассказывают разнообразные подлинные материалы XVII в. Среди них – реликвии и изделия ремесленных цехов, уникальные рижские весы и меры, большой таможенный сундук, а также первая напечатанная в Риге панорама города. Можно увидеть такие овеянные легендами экспонаты как деревянная скульптура барабанщика шведской армии, высотой в 1,б0 м, приводимая в действие специальным механизмом, и сапог всадника, принадлежавший шведскому королю Карлу XII.
Следующие залы это уже наших рук дело, так как в этот период Рига была под нашим началом. Это продолжалось до 1918 года. Их мы как то благополучно миновали и попали сразу в колонный зал. Колонный зал был построен для нужд городской библиотеки на 2-м этаже восточного крыла Домского монастыря в период с 1778 по1787 год по проекту архитектора Кристофа Хаберланда. Зал считается одним из интереснейших общественных помещений периода классицизма в Риге.
Со временем зал стали называть Колонным, так как его балкон с галереей опирается на колонны, окраска которых имитирует мрамор. В стенных нишах когда-то размещались встроенные книжные шкафы. Одну из стен зала украшает аллегорическая стенная роспись, посвященная присоединению Риги к Российской империи в 1710 году. Царь Петр I изображен на ней не только как завоеватель города, но и как покровитель науки и искусства. Потолок зала украшает рельеф с бюстом, изображающим императрицу России Екатерину II в образе римской богини мудрости, науки и войны Минервы, которая держит в руках свод законов, изданный императрицей.
Как библиотеку Колонный зал использовали немногим более 100 лет. В 1891 году ее перенесли в Ратушу, а Колонный зал перешел в ведение Домской общины, и в нем проходили церемонии конфирмаций. После второй мировой войны Колонный зал был отдан Музею истории Риги и мореходства, где разместилась его экспозиция. С 1984 по 2001 год было проведено архитектурно-художественное исследование зала и его реставрация.
В Колонном зале предусмотрено устроить экспозицию «Рига в составе Российской империи. 1710–середина XIX в.». В настоящее время в зале проходят выставки и торжественные мероприятия, его используют как концертный зал камерной музыки.
Из колонного зала попадаем в кабинет серебра. В Кабинете серебра представлено около 300 самых ценных предметов из коллекции драгоценных металлов музея. Это в основном выдающиеся работы мастеров прикладного искусства.
Наиболее редкой и ценной частью коллекции являются изделия XVII–XX вв. Рижского цеха золотых дел мастеров. Среди этих изделий особую группу составляют предметы, принадлежавшие рижским цехам, в том числе особые ритуальные цеховые кубки «Вильком» (Willkommen) – самый роскошный и значимый предмет для каждого цеха. Сакральное серебро рижских мастеров представлено круцификсами, чашами Святого Причастия, дарохранительницами и посудой для сбора пожертвований. Конусообразные стопы – «русские шапки» – сохранили в своем названии удивление рижан того времени, вызванное формами головных уборов русских купцов. В Кабинете экспонируется серебро работы рижских мастеров, которое особенно использовалось в быту начиная с XVIII в. Ну и жемчужина Серебряного зала — Кубок „Ренессанс 21 века” изготовлен из серебра 925 пробы, его вес составляет 35,37 кг,
размеры кубка — 120 см в высоту, 75 см в длину и 65 см в ширину.
Серебряный кубок воплощает в себя символы благополучия, удачи и жизни. На задней стороне кубка имеется позолоченная гравюра с изображением процесса развития денежного потока начиная с эпохи древнего Кит ая до момента, когда в 1200 году в Риме впервые появился банк в его сегодняшнем значении и вплоть до 21 века современной Риги.
Заканчивается история Риги экспозицией РИГА И РИЖАНЕ (1918–1940)
Провозглашение независимой Латвийской Республики в Риге 18 ноября 1918 года ввело новый период в историю города. После освободительной борьбы (1918–1920) началось создание нового государства и восстановление города. Официальный статус столицы Латвийского государства Рига получила только в 1931 году. Однако город все время оставался важнейшим общественно-политическим, экономическим и культурным центром Латвии. В Риге было сконцентрировано производство продукции почти всех отраслей латвийской промышленности. Стремительно расцвело строительство жилых домов и важных общественных зданий. При поддержке народа были созданы выдающиеся мемориальные ансамбли. В 1940 году стремительное развитие Латвии прервала оккупация со стороны СССР.
В экспозиции можно увидеть мемориальные вещи известных граждан и государственных деятелей довоенной Латвии, представлены местные изделия, которые получили международное признание, а также документы, награды, подлинники художественных работ и другие предметы – более чем 1000 культурно-исторических свидетельств о Риге и ее жителях.
И последний зал , который мы осмотрели был зал истории мореходства. Экспозиция истории мореходства Латвии знакомит посетителей с морским транспортом Латвии, начиная с X в. и до наших дней.
В экспозиции можно увидеть около 400 подлинников: детали морского транспорта, орудия труда для постройки парусников, навигационные инструменты, морские карты, картины маринистов, флаги и штандарты судов, учебники и свидетельства учеников мореходных школ, учебные пособия этих школ, личные вещи моряков, формы, фотографии, экзотические сувениры из дальних стран и др. Особенно интересны многие макеты и модели судов, изготовленные как промышленным способом, так и отдельными мастерами-модельщиками.
Выходим из музея и поворачиваем обратно ко входу в Рижский собор. Напротив выхода на площади Гердера реставрируется здание. Заботятся рабочие обо всем , в том числе и об этих парнях. Чтоб они не замарались им одели элегантные зеленые чулки.
Всю красоту собора, к сожалению увидеть нам не удалось. Идет полным ходом реставрация и церковь вся в лесах. Поэтому сразу идем вовнутрь. Для начала осматриваем внутреннее убранство собора. Сохранившийся до наших дней интерьер церкви выполнен в готическом стиле, а основные элементы декоративного убранства в стиле барокко.
Многочисленные перестройки привели к тому, что в архитектуре собора удивительным образом переплелись различные архитектурные стили. От готического периода строительства сохранился северный портал церкви — бывший главный вход. Кроме готики и барокко, в архитектурном убранстве собора находятся фрагменты в стиле ренессанс и романском стиле. Для снижения ущерба от наводнений Даугавы улицы Риги на протяжении столетий подсыпались гравием и в результате сегодня уровень пола в храме находится значительно ниже уровня улицы. В середине XX века часть Домской площади вдоль северной стены и восточной алтарной части собора была раскопана до позднесредневекового горизонта и углубились на 2 метра относительно оставшейся территории площади, в результате чего возникает ощущение, что собор располагается в низине.
Достопримечательности собора также включают в себя мемориальный камень небольших гильдий (XIX век), барочную резьбу (около 1641 года) и могилу первого епископа Ливонии Майнхарда фон Зегеберга.
Основная достопримечательность собора это его орган. установленный в 1883-1884 годах. Орган был изготовлен фирмой «E.F.Walcker & Co» из города Людвигсбург. Он заменил прежний инструмент, работавший с конца XVI века (порядка 280 лет).
Впечатляющий орган высотой в 25 метров включает в себя 6 768 труб (по другим сведениям — 6 718), металлических и деревянных, длиной от 13 мм до 10 м. Орган имеет четыре клавиатуры для рук и одну для ног — педаль. На пульте — 124 регистра и 47 рычагов для включения различных вспомогательных механизмов. Воздух подается при помощи шести мехов. Самый большой из них имеет размеры 2,5 × 6 м. На момент постройки орган Домского собора являлся крупнейшим в мире. Огромную художественную ценность представляет проспект — фасад органа. Большая его часть относится к 1599 — 1601 годам изготовления и выполнена мастером Якобом Раабом в стиле маньеризм или раннего барокко. Трубы проспекта сохранились от прежнего инструмента и давно не звучат. Новый инструмент Валькера был возведён за старинным корпусом и не соприкасается с ним. Большой орган Домского собора считается одним из важнейших памятников немецкого органного романтизма в Европе. По своим размерам и конструкциям, хотя и не по числу труб, он по-прежнему остаётся самым большим органом всего Балтийского региона и бывшего СССР.
Перед выходом из собора повернем налево и попадем в крестовую галерею. Крестовая галерея Рижского Домского собора, построенная в XIII в., является выдающимся памятником ранней готики в Прибалтике. Галерея длиной в 118 м состоит из трех частей и перекрыта 29 крестообразными сводами, с аркадой из известняковых колонн, обращенной в сторону Домского двора.
В ранний период Крестовая галерея соединяла кафедральный Домский собор с монастырем, где в восточном и южном крыле галереи находился высший совет духовенства, или Домский капитул. В западном крыле работала Домская школа, основанная в 1211 году. После реформации XVI в. монастырь перестал существовать, и его помещения использовались для хозяйственных нужд. В 1778 году в восточном крыле галереи вместо монастырских помещений построили городскую библиотеку – Колонный зал, а в 1888/1889 годах над южным и западным крылом Крестовой галереи – помещение для Домского музея и Городского архива.
Крестовую галерею неоднократно реставрировали. В нишах над аркадами помещены гербы тех родов, обществ и корпораций, которые в конце XIX в. жертвовали средства для восстановления Крестовой галереи и сада Домского собора. Последняя консервация каменных декоров галереи, а также широкое археологическое исследование Домского двора было проведено в 80–90-е годы XX в. Были получены важные свидетельства об истории строительства Домского собора, деятельности Домской школы, а также о находившемся во дворе средневековом кладбище и традициях захоронений того времени.
В Крестовой галерее экспонируются многие из коллекций Музея истории Риги и мореходства: пушки и их принадлежности, надгробные плиты, фрагменты металлической ковки и каменные декоры с исчезнувших рижских зданий, гипсовая копия памятника Петру I, материалы археологических раскопок, в том числе найденное при раскопках Домского двора в 2000 году предполагаемое изваяние ливского идола, так называемая Саласпилсская каменная голова, – одна из уникальнейших находок в практике археологов Латвии.
Здесь же в галерее можно увидеть Золотого петушка с Соборной башни.
День подходил к логическому завершению, то есть к обеду. Прошел он у нас в ресторане Salve. Дегустационное меню латышской кухни Продолжение следует ....Наш маршрут прогулки по Старой Риге. Вечер. Часть 1