Если задаться вопросом — какой город, из увиденных за эту короткую поездку, оказался для меня "Самым-самым"?
Ответ будет совершенно очевиден — Брюгге!
Брюгге, еще в IX веке, был заложен графом Фландрии Болдуином в качестве крепости на месте оживленного "торгового перекрестке" Ганзейского союза и Венецианской республики с Балтией. Такое выгодное местоположение обеспечило городу роль одного из крупнейших торговых городов позднего Средневековья, ставшего наравне с Венецией богатейшим городом того времени.
Благополучие Брюгге пошатнулось в результате постепенного но значительного обмеления основного торгового пути — реки Звина и последующего захвата его Максимилианом I.
Может быть именно экономический застой привел к тому, что ставший небольшим торговым городком, Брюгге избежал безудержной и беспощадной индустриализации и смог сохранить свое "средневековое" очарование,
Этот город, как никакой иной из посещенных мною, навевал воспоминания о пряничных городках из сказок, с резными разноцветными домиками, теснящимися вплотную вокруг узких, тихих каналов или маленьких уютных площадей.
Мы поехали туда как всегда рано утром и уже около 10 вышли из вокзала в Брюгге.
Тоненькая муравьиная тропа туристов указывала нам путь.
Немного наискосок от вокзала мы вошли в тихий парк.
Основная тропа уходила вперед, но мы решили пройти слегка направо вдоль небольшой речки или канала.
Тут стояла старинная сторожевая башня и небольшой мостик.
А еще здесь была нереальная, просто сказочная тишина.
Старые деревья, припушенные желтовато-зеленой дымкой молодой, только-только распустившейся листвы любовались на себя в совершенно неподвижное зеркало озера.
Совершенное зрелище!
Отсюда мы потихоньку пошли вдоль озера к видневшимся впереди зданиям.
Это были подворье бегинок и что-то вроде старой мельницы напротив
Перейдя по мостику канал мы направились к городским зданиям, где уже были видны люди. Но по пути мы нашли еще целую стаю лебедей, привольно обосновавшуюся на зеленом мысу.
С лебедями Брюгге связана красивая легенда: после того, как Максимилиан Австрийский в очередной раз повысил налоги, жители Брюгге восстали и захватили его в плен.
Назначенный Максимилианом глава города, Питер Ланхалс (по-нидерландски его фамилия звучит как «длинношеий»), был обезглавлен на главной площади. Когда Максимилиан вернулся к власти, он издал приказ, по которому жители Брюгге были обязаны вечно разводить «длинношеих птиц» — лебедей. А по кольцу с номером: можно определить кто перед вами — у самцов оно надето на правую лапку, а у самок – на левую.
Миновав "конский" фонтанчик мы углубились в лабиринт узеньких улочек. Здесь все время приходится остерегаться не машин, которым сюда нет доступа, а фиакров, совершенно неожиданно выныривающих из-за угла.
Город приглянулся нам сразу — самобытный и естественный. У первого же канала, увидев поросшие мхом стены, обрывающиеся в воду, мы решительно направились искать причал экскурсионных корабликов.
Наш причал был первым по ходу движения — напротив Госпиталя Святого Иоанн [Hospital St. Jean].
Тут, несмотря на ранний еще час, уже стояла некоторая очередь, а ближайшее отправление было указано через полчаса. Но предупрежденные отзывами бывалых путешественников, о том, что после обеда на кораблик попасть становится еще сложнее, мы решили дождаться и именно так начать наше знакомство с Брюгге.
И это было правильное решение!
Я была в Венеции и при этом будучи коренной петербурженкой, совершенно уверена, что отнюдь не Петербург или Амстердам, а именно Брюгге имеет право именоваться Северной Венецией!
Именно здесь эти пряничные домики с разноцветными фасадами и резными фронтонами вырастают прямо из вод каналов. Ко многим местам просто нет иного доступа, кроме как с воды.
Замшелые камни и резные башни и балкончики.
Маленькие палисадники и кирпичные стены церквей.
Даже если бы мы больше ничего не смогли посмотреть — мы вернулись бы домой навсегда очарованные увиденным.
Когда мы покидали наш кораблик — убедились, что советы бывалых были как нельзя верными. Очередь на пристани уже превышала ту, что выпала на нашу долю раз в пять, а время еще даже не послеобеденное....
Итак мы вернулись к зданию госпиталя Сан Жак.
Это одно из старейших зданий Брюгге, .самые древние стены — как раз те, что выходят на канал и к Собору Нотр Дам.
Осмотрев Госпиталь Святого Иоанна уже с берега, перейдя по мостику через канал и пройдя под аркой, мы оказались в удивительно живописном дворике.
Здесь нам вдруг открылось совершенно "диснеевское" здание с башней — дворец Грутхусе [Gruuthusepalais] — возведенное однако еще в XV веке.
Дальше, завернув за угол, мы вышли к Собору Богоматери — Нотр Дам [Notre Dame].
Заложенная еще во времена St. Boniface, церковь Notre Dame была перестроена в 1120 году, Карлом Добрым Графом Фландрским и расширена в 1170 году.
Готическая колокольня собора, возвышающаяся на 122 метра — второе по высоте сооружение Бельгии.
Впечатляющее зрелище!
Отойдя от Нотр Дам, мы направились чуть в сторону — к Собору Христа Спасителя [St. Sauveur].
Это старейшая кирпичная церковь Бельгии.
Первоначально основанный в VII веке, переживший четыре пожара и Французскую революцию, Собор, который можно увидеть сегодня был построен в конце XV века, что тоже достаточно внушает уважение.
Дальше наш путь вел на площадь Бург [De Burg].
Самое заметное на площади здания — городская Ратуша, построенная в XIV веке, богато декорированная разнообразными башенками и статуями.
Но стоит присмотреться повнимательнее к темному правому углу площади.
Там расположена Базилика Святой Крови Христовой [Heilige Bloed].
В свое время базилика была надстроенная над церковью Святого Базилиуса XII века — прекрасным образчиком романских церквей, где до сих пор сохранилась деревянная статуя Мадонны с младенцем, датируемая 1300 годом.
Сама базилика во время перестройки в XV веке обрела готические черты, и была восстановлена после разрушения в неспокойные времена Французской революции.
Реликвией, ради которой и была возведена Базилика, стал кусок полотна с кровью Иисуса Христа, хранящийся в богато украшенном ларце. На его изготовление в 1817 году брюггский ювелир Ян Краббе использовал около 30 кг золота и серебра и более 100 штук драгоценных камней.
По одному из преданий, реликвия была привезена из Иерусалима графом Фландрским Дидериком Эльзазским в 1150 году, после второго крестового поход. По другим сведениям — Бодуэном IX в 1203 году из Крестового похода в Константинополь.
Пройдя еще дальше мы вышли на центральную Рыночную площадь Гроте Маркт [Grote Markt]. Здесь было уже шумно и многолюдно. На центральном круге площади толпились туристы в ожидании свободного фиакра, на котором можно отправится на экскурсию по городу.
Вокруг множество баров, кафе и ресторанов. Все это, безусловно обеспечивает толпу на площади в любое время суток.
Доминантой площади безусловно является дозорная башня Белфорд [Belfried]. Высота ее 83 метра и ее видно в городе почти отовсюду.
Построенная в XII веке, она представляет собой не только символ независимости города, но и местную пизанскую башню — отклонившись за это время от вертикали почти на метр.
А преодолев 366 ступеней можно (и нужно) рассмотреть город как на ладони.
А каждый час над площадью и городом разносится колокольный звон — это карильон Брюгге, насчитывающий 49 колоколов XVIII века.
Тут мы решили, что пора покинуть основные тропы и побродить по менее "натоптанным" местам.
Поэтому мы покинули Ратушную площадь и потихоньку побрели к северу.
Тут было не так многолюдно. Местные жители спешили по делам, появился общественный транспорт и магазины.
Нашей целью был музей шоколада, который мы благополучно отыскали примерно через полчаса, слегка поблуждав по каналам и улочкам.
Полюбовавшись на вот такие уютные личные дворики в домах местных обитателей.
В музей шоколада я не пошла, но дочери там весьма и весьма понравилось. А рядом мы неожиданно обнаружили еще и музей картошки-фри.
Проголодавшись, мы решили вернуться в более обитаемые места. Тем боле, что погода неожиданно стала портится.
Дождь мы переждали в каком-то баре и пока от него убегали случайно заблудились. Выходить пришлось по карте.
На обратном пути, порядком уставшие и совершенно ошалевшие от сказочной красоты города, мы заглянули в бегинаж -Королевский двор бегинок, основанный еще в XIII веке.
По узенькому средневековому арочному мостику мы прошли внутрь.
Сейчас здесь расположен действующий монастырь бенедиктинок De Wijngaard
Белые здания укрывали собой удивительно умиротворенный зеленый луг, с тут и там белеющими цветущими нарциссами. Здесь не было слышно ни туристов, ни копыт фиакров, ни даже шелеста ветра.
Здесь не было слышно даже течения времени...
Такой удивительно уместный завершающий аккорд в балладе Брюгге.