Ещё в ноябре мы с женой взяли билеты на майские праздники в Оман, позже забронировав пляжный отель Шангри-Ла, находящийся возле Маската. Комплекс отелей Шангри-Ла построен примерно 15 лет назад и включает в себя три отеля 4, 5 и 6 звёзд.
С нами в Оман в сопровождении бабушки прилетел наш малыш Ваня. Оставив бабушку с внуком на море, мы с женой на третий день поехали в небольшое путешествие по стране, маршрут которого был разработан ещё в Москве.
Нам предстояло отправиться вдоль побережья на север. Там примерно через 80 км от Маската возле города Барка повернуть на восток и изучать внутренние районы. Далее проехав по стране на юг, вновь выйти к морю возле города Сур, и снова вдоль побережья возвращаться в Маскат.
Ровно в 9 утра на ресепшене отеля нас встретил оманец в белоснежной одежде, который оказался нашим водителем по имени Мухаммед. Несмотря на утренние часы, начинает припекать, и мы прячемся от жары в салоне джипа под кондиционером.
Жизнь научила меня с недоверием относиться к водителю, к которому я впервые сажусь в машину. Но уже через 10 минут поездки понимаю, что Мухаммед аккуратен и дисциплинирован, а значит можно расслабиться, наслаждаясь дорогой.
Проезжаем через Маскат. Город построен в едином архитектурном стиле, и все здания не выше 5 этажей. Маскат неоднократно получал призы за чистоту, красоту и оригинальность архитектурных решений. Сулан Кабус запрещает возводить безликие громадины, поэтому всевозможные небоскрёбы и башни из стекла и бетона в Омане в отличие от ОАЭ не растут. Впрочем, в оманскую столицу мы ещё вернёмся в конце рассказа.
Дома появляются вдоль дороги всё реже. За окном тянется выжженная солнцем земля. Поэтому удивительно видеть в этих местах обустроенные посёлки с красивыми особняками, переливающие новизной школы,
Через 2 часа пути подъезжаем к городку Нахль. Он расположен у подножия гор Джебель Нахль, и скорее всего, получил название от местности. Интересно, что слово Нахль по-арабски обозначает – пальмовая роща. Сердце этого небольшого городка – форт Нахль, который виден издалека. Его называют самым красивым фортом Омана.
Мухаммед останавливает машину на стоянке, покупает билеты и приглашает зайти внутрь форта. Древние ворота слегка приоткрыты. Поднявшись по уходящей вверх лестнице, мы оказываемся единственными посетителями, что даёт возможность проникнуться духом древней крепости.
В 1990г форт был капитально отреставрирован. Один из залов, ранее служивший резиденцией имама, теперь является местом, где вали (губернатор) раз в неделю общается с уважаемыми горожанами. Столов и стульев здесь нет. Пол устлан коврами, и под спинку кладётся удобный пуфик. Воссоздавая атмосферу старины, интерьер дополняют всевозможная посуда, ружья и книги.
Мужские помещения всегда располагались в более прохладных местах. Так и хочется почувствовать себя имамом или вали, прилечь на коврик и отдохнуть от жары.
Форт снаружи кажется маленьким, однако, внутри великое множество залов и комнат, находящихся на разных уровнях.
Первые укрепления появились на месте форта ещё в доисламское время. Городок построен на пересечении караванных путей, поэтому рядом с крепостью на соседних холмах возвышаются сторожевые башни.
Нахль считался неприступной твердыней. Строители умело использовали неровности рельефа и скалистые выступы. Изнутри с каждого места можно отстреливаться от нападающих, оставаясь при этом неуязвимым. Несколько охраняемых ворот-ловушек таили множество хитрых сюрпризов, главным из которых было выливаемое на головы врагов кипящее масло.
Поднявшись на самый верх, любуемся пальмовыми рощами зелёным ковром лежащими у подножия пепельно-жёлтых гор. Жизнь в городке не спешит проявлять активность. И можно легко представить, что чувствовали построившие форт имамы династии Яаруби, разглядывая со смотровой площадки горы, пальмы и своих мюридов.
При персах периодически владевших Оманом, форт Нахль назывался Шадун. Интересно, что персы и оманцы не всегда выясняли отношения на поле брани, и часто в ход шла восточная хитрость.
Так, например в 1738г имам Ахмад бин Саид пригласил в Маскате персидский гарнизон на пир, где под бой праздничных барабанов гостей почти всех перебили.
Используя племенные разногласия, персы вернулись через 4 года. Теперь уже они пригласили нового имама на пир. Правителя там основательно напоили, сняв с руки перстень с именной печать. Далее персы написали приказ гарнизонам фортов от имени имама – сложить оружие и впустить персов.
В июне 1747г в результате заговора был убит персидский Надир-шах. Это известие деморализовало персидские гарнизоны в Омане, поэтому получив приказ об эвакуации, армия с радостью его исполнила. Тут тоже не обошлось без восточной хитрости. Немного де дойдя до Маската, налетел на риф корабль с новым губернатором Омана, и оставшиеся в живых персы передали в руки арабов все его сопроводительные документы. Теперь уже Ахмад бин Саид повторил фокус с печатью, вернув себе таким образом власть.
Воспоминания о Султанате Часть 2 Горячие источники Ат-Туара