Всего в 70 километрах от города Львова, раскинулся небольшой, но очень уютный городок Золочев. Несмотря на небольшой размер, Золочев имеет свою историю. Его возраст – более 600 лет и за такой период много черно-белых полос пронеслось по его биографии. Первое письменное упоминание о Золочеве датировано 1423 годом...
Второй день нашего путешествия. На 8. 47 из Львова едем в Золочев. Электричка Львов-Тернополь. До Золочева ехать 2 часа. Билет стоит 8 гривен.
По этому направлению электричка бежит хорошо - нет случайных остановок в поле и кустах, нет ожиданий на станциях встречных поездов, нет желания "подтолкнуть" состав сзади. Все в норме. В электричке все места заняты. На просьбу: "Я выбачаюсь, алэ мусыте закрыты викно, а то мэни дуе" - пришлось закрыть окна. А мимо пролетали красивые сочные луга со стадами коров и гусей, с небольшими табунами лошадей, и просто одинокими лошадками. В садах дозревали груши и яблоки. Яблоневые посадки были и по обочинам жд полотна. Пасеки, разноцветные ульи, последние взятки меда... Хлеба сжаты. На полях зреет кукуруза, в огородах - картофель, тыквы, на больших палках желтеет фасоль...
А еще на обочинах жд стоят памятники, кресты, просто могилки. Ухоженные, покрашенные, выбеленные... Поляки приезжают и ухаживают за захоронениями своих родственников...
Картинки за окном меняются, успевай смотреть! Если поезд идет быстро, то и время, проведенное в нем, тоже идет быстро.
В Золочеве вышло человек 10. Кто-то сразу пошел пешком до города, кто-то направился к остановке. Но автобуса не было и народ топтался в нерешительности. Здесь надо добавить, что жд вокзал находится на дальней окраине города, а до центра надо ехать на автобусе минут 10-15, или минут 30 идти пешком, да еще и в горку.
Скоро все прояснилось. Оказывается, автобус к приходу электрички всегда подъезжает заранее и поджидает пассажиров. Но в тот день было воскресенье, 19 августа, Спас. Кто-то догадался: "А, сьогодни свято, то вин нэ пидэ". И народ с остановки пошел в город пешком.
Мы тоже пошли пешком. Все бы ничего, но время у нас было ограничено. Ведь на этот день нами еще было запланировано посетить замки в Подгорцах и Олесько. Но ничего не поделаешь. Пешком так пешком. Зато увидели замечательный старинный дом, на стене которого была приделана на цепях лавочка. Раньше таких домов с лавочками много было в европейских средневековых городах. Здесь мы такую встретили впервые.
Улица, по которой мы шли, была пустынна. Особо примечательного по пути к центру ничего не было, за исключением большого старинного польского кладбища. Я никогда не фотографирую кладбища. И это не стало исключением, хотя многие древние надгробия, скульптуры святых, склепы заслуживают особого внимания.
Ближе к центру стал появляться народ. Нарядные, с корзинками, полными винограда, апельсинов и яблок, с букетами, состоящими из головок созревшего чеснока и коробочек мака, соцветий пижмы, стебельков мяты, осенних садовых и дикорастущих цветов, яблок и еще разных разностей - у кого каких - народ шел в церковь. Особенно нарядными были дети. Мальчики в новых костюмчиках, в рубашках с бабочками, девочки в нарядных платьицах, красиво причесанные, с белыми бантиками, в белых носочках и красивых туфельках шли с родителями на службу в церковь и на освящение там букетов и фруктов. Был Спас.
Справка из Википедии:
Украи́нская грекокатоли́ческая це́рковь, УГКЦ (православными верующими традиционно именуется униатской) — поместная католическая церковь восточного обряда, обладающая статусом верховного архиепископата, действующая на Украине и в большинстве стран украинской диаспоры.
В 1596 году часть епископов Киевской митрополии (в составе Констнтинопольского Патриархата) составили Собор в Бресте и приняли решение о признании верховной юрисдикции римского папы. Условия Унии предусматривали, при сохранении верующими и духовенством византийского обряда, признание власти Папы и католических догматов.
За прошедший после унии период греко-католическая (униатская) церковь укоренилась в западных областях Украины, которые входили в состав католических государств (Австро-Венгрия, Речь Посполитая, Польша), и стала традиционной религией для большинства жителей этих регионов, в то время как на востоке Украины сохранилось православие.
К началу XIX века католичество восточного обряда на территории Российской империи было запрещено,
До 1990 г. епископы, священники и монахи УГКЦ, остававшиеся на Западной Украине, продолжали служить нелегально. Значительная часть верующих, оставаясь греко-католиками, посещала православные храмы Русской православной церкви.
В феврале 1990 года, после встречи в Ватикане президента СССР Михаила Горбачёва и Папы Иоанна Павла II, был снят запрет на создание греко-католических общин и проведение богослужений. Большая часть бывших храмов УГКЦ на Западной Украине, переданных в 1946 году Московскому Патриархату, была возвращена УГКЦ.
...В центре Золочева на улице Григория Сковороды расположена церковь Воскресенья Господнего. Внешне ничего особенного собой не представляет. Но эта церковь - долгожитель в городе. Ей от роду более 400 лет. На ее судьбу выпало не мало трудностей.
В храме много прихожан. Что особо нам бросилось в глаза, так это их одежда. У женщин не было на голове, обязательных для русских православных церквей, платочков или шарфиков, не было обязательных длинных рукавов и длинных юбок. Прихожане были в свободной форме одежды. Не мало женщин было и в брюках, и в коротких юбках, и в гипюровых кофточках и даже в топиках, что меня страшно удивило. Видимо, для Украинской греко-католической церкви это не принципиально.
По архитектурному устройству церковь Вознесения принадлежит к произведению ренессансной архитектуры галицкой школы зодчества.
Рядом с церковью - скульптурное изображение Девы Марии, а с другой стороны находится небольшая, двухъярусная, квадратная в плане, кирпичная, оштукатуренная, под шатровой крышей колокольня.
Недалеко от храма Воскресения Господнего - костел Успения Пресвятой Богородицы. Своими грандиозными размерами костел фундаментально держится земли. Слева к нему примыкает корпус монастыря доминиканцев, а вокруг собралась городская застройка и разросшиеся акации перед фасадом. Это несколько мешает обзорности и проведению фотосъемки.
Костел 1726 года рождения.
Это величественное сооружение подчеркивает особую ауру центра Золочева. За всю свою без малого 300-летнюю жизнь костел два раза реставрировался. Последняя реставрация была более 100 лет назад - в 1907 году.
Костел выполнен в стиле барокко с многочисленными скульптурными изображениями святых (в нишах установлено пять каменных скульптур), с барельефами, с часами на башне и колоколом.
Во время первой реставрации костела в нач. 19 века на башне из тесаного камня были установлены часы.
Рядом со входом в костел справа - памятная доска о посещении Львовской епархии Иоанном Павлом Вторым в 2001 году.
В советский период монастырь был закрыт. В настоящее время в нем проводятся богослужения.
На момент нашего посещения костела служба в нем уже закончилась и вход в помещение был перекрыт решеткой. Но верующие в любое время могли исполнить молитву в специально отведенном для этого месте у входа. Нам же пришлось смотреть внутреннее убранство костела и делать снимок издали через щель решетки.
Убранство костела поразило своей роскошью и великолепием. В качестве центральной росписи было видно копию "Сикстинской Мадонны" Рафаэля.
От костела улица отходит в центр города.
В центре города стоит памятник общественному деятелю, просветителю — демократу, фольклористу, публицисту и писателю, священнику Украинской Греко-Католической Церкви М Шашкевичу. Шашкевич окончил духовную семинарию, одновременно с учёбой в ней посещал занятия во Львовском университете. Затем был священником в сёлах Львовщины. В своих литературных произведениях М. С. Шашкевич выступал за единство украинского народа, воспевал борьбу против национального и социального угнетения. Изучал народное творчество, деятельность Б.Хмельницкого и историю казачества.
Недалеко от городской ратуши находится памятник руководителю РУХа, бывшему кандидату в Президенты Украины, погибшему в 1999 году в автокатастрофе Вячеславу Черновилу.
Оформлены в трехцветной гамме в различных оттенках и сочетаниях желто- розово- серо-бело-бежевые дома, в основном, двухэтажной застройки, с бордовыми крышами, характерны для Старого города. В одном из таких домов жил И. Я. Франко.
На улице П. Чайковского мы полюбовались старым домом с фигурными стрельчатыми окнами, лепниной, изящной лоджией, печной трубой и антенной на крыше. На веревке сушилось белье, в горшках росли цветы, на окнах висели занавески... В доме жили люди...
Но самой значимой достопримечательностью в Золочеве является замок. После осмотра Старого центра города мы туда и направились. Об этом я расскажу в другой раз.