Основной каньонный участок начинается примерно там, где красуется гора Чутчева, о которой рассказывал в предыдущем посте. Туда мы дошли следующим днём. Река здесь пропилила в известняках глубокую щель. Местами кажется, что нависающие с обеих сторон стены готовы сомкнуться полностью и закрыть небо. Такое впечатление создаётся, когда находишься внизу на катамаране. А если забраться наверх, то вид тоже незабываемый. Особенно восхищает зелёная вода Омулёвки, на фоне светлых скал. Каньонный интервал довольно протяжённый, но не сплошной. Лишь участками стены зажимают реку с обеих сторон. Чаще же один из берегов, попеременно, всего лишь более или мене крутой или даже совсем пологий. А где-то и вообще никаких отвесных скал, долина расширяется, река становится обычной.
Самый затяжной, глубокий и узкий, а также и самый впечатляющий сплошной каньон располагается на участке, прилегающем выше и ниже к устью левого притока под названием Пропасть. Такие уж тут названия притоков и это их верно характеризует. Ручей приходит к Омулёвке в очень узкой и извилистой щели, на дне которой местами ещё и снег лежит посреди лета. Солнечные лучи туда совсем не проникают. Снежник можно увидеть только на самом устье, от противоположного берега Омулёвки. Сверху со скал дно этой щели не просматривается. Метров за двести выше устья Пропасти самое серьёзное препятствие на Омулёвке, не считая порогов которые выше базы. Этот порог можно просмотреть сверху, со скал левого берега. Река здесь косо валится с большого камня и бьёт прямо под левую стену. Препятствие хотя и представляет собой опасность, но вполне проходимо, если быть осторожным. Наши ребята прошли здесь в прошлом году без всяких происшествий. Однако мы знали, что приключения тут случались в прежние годы. И даже была трагедия со смертельным исходом в одной немецкой группе.
На ночёвку остановились немного не доходя порога. Подходящее место есть прямо на входе в этот каньонный отрезок, после значительного расширения долины. Сразу за скалистым островком удобная коса по левому берегу. Но стоянка там возможна только при низкой воде, каковая и была на тот момент в реке.
На утро шеф пригласил всех на собрание. Начал издалека, с предисловиями. Но с самого начала было понятно, к чему клонит. Прохождение порога кажется ему слишком рискованным. Поэтому давайте обносить этот участок. Так вот почему этой ночью не доносился привычный храп со стороны его палатки.
Не таким уж принципиальным всё это казалось, поэтому проще было не устраивать бунт на корабле, а согласиться немного потаскать тяжести. Хотя честно признаюсь, мы со Славкой обсуждали между собой вариант прохождения вдвоём на катамаране без груза через порог. Обнос опасного участка вылился в полдня. Пришлось ведь и катамаран разбирать. Правда, раму удалось перенести целиком, не развязывая. Лишь гондолы понадобилось отвязать и выпустить из них воздух. Для спуска к реке здесь есть только одно подходящее место, но совсем неудобное. Крутой, заросший кустами спуск, заваленный глыбами. Это место находится ниже порога, но чуть выше устья Пропасти по левому берегу.
Без сюрпризов всё же не обошлось. Вновь собрав катамаран, и увязав на него весь багаж, отошли лишь чуть. Показалось привлекательным местечко по правому берегу прямо напротив устья Пропасти. Там удобная коса для чалки и выход наверх, откуда можно неплохо поснимать. И как-то так опрометчиво не обратили должного внимания на прижим в сотне метров ниже по правому берегу. Там-то и вляпались сразу же, как только вновь отчалили от берега. Река здесь собирается в одну струю и очень уж круто валится к правому берегу, практически поперёк. Как мы не сопротивлялись, сделать уже ничего не смогли. Слишком поздно поняли, что к чему. Вот нас и придавило всей мощью реки к скале. Жерди каркаса зловеще заскрежетали по отвесной стене, да и весь он как-то стал превращаться из прямоугольника в ромб. Мы с шефом были по правому борту, и нам пришлось очень резво запрыгнуть на катамаран, чтобы спасти свои правые ноги, свисавшие с гондолы, которая теперь утюжила стену. А вот левый борт здорово притопило навалившейся тяжестью воды. Ребята оказались под водой по грудь. Хорошо ещё никто никуда не свалился. Всё же наше судно оказалось достаточно крупным и крепким, и в таком положении оставалось не так уж долго. Мощный поток воды был способен погубить, но он же и вытащил нас из западни. Для нас это происшествие оказалось самым серьёзным за всё путешествие. Надо сказать, что прижимов по реке довольно много, это нужно учитывать и быть осмотрительным при их прохождении.
PS. Когда вернулись с Омулёвки, кто-то нам рассказал, что на самом деле трагедия в немецкой группе произошла именно в этом прижиме, а не в самом пороге, как думали до того. Именно эту версию изложил в своём рассказе на сайте. Рассказывали и ещё одну историю, будто здесь же людей прижало в резиновой лодке. Сами с ружьём выбрались, а лодка так и осталась прижатая к скале. Не придумали ничего лучшего, как стрелять в неё. И это помогло. Когда воздух из лодки частично вышел, она полностью погрузилась в воду и река вытащила её из прижима.
Однако эти сведения всё же оказались ошибочными. Об этом мне написал уже в этом году Роберт, один из участников того трагического сплава. Роберт немец из Германии, но хорошо знает русский язык. Ниже привожу его письмо. Не совсем дословно, потому что хотя писал он по-русски, но латиницей.
Здравствуйте Сергей!
Сегодня читал ваш рассказ по реке Омулёвке 2010-го года. Хочу обратить внимание на одну неточность в рассказе, где речь идёт о самом опасном месте на этой реке. Вы там пишите о пороге, который обнесли, а потом о прижиме за ним, где ваш катамаран попал в опасную ситуацию. Здесь произошло недоразумение. Трагедия с нашим другом Олегом (он эвен из Магадана), случилась в самом пороге, как вы сначала и думали. Он при прохождении порога выпал из лодки и утонул в каньоне, ударившись головой о камень. Может быть, стоит подчеркнуть опасность самого порога, ведь ещё другие туристы-водники, которые собираются на Омулёвку будут читать ваш рассказ. Я прошёл этот порог дважды, в 2006-м году, в составе той группы, и ещё раз в 2010-м году, когда сплавились по Омулёвке после вас. Порог хитрый, особенно если проходить на резиновой лодке. При разведке сверху, со скалы, он выглядит достаточно нормально, линия движения ясна. Но сверху не видно, что после основного слива порога и ближе к левой скале, образуется глубокая водная яма, за ней большой стоячий кривой вал. Он может легко залить или перевернуть лодку, даже большую крепкую лодку типа минирафт. Именно там Олег вместе с ещё одним русским товарищем выпал из лодки, хотя сама их лодка в итоге даже не перевернулась. На катамаране – четвёрке проблем будет меньше, но в любом случае это место требует хорошей подготовки.
С приветом, Роберт!
Серия — река Омулёвка. Начало здесь. Предыдушая часть здесь.
Продолжение здесь.