Здание Ростовского театра оперы и балета им. Горького построено в 1930—35 гг. по проекту академика архитектуры В.А. Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха. Внешним видом театр напоминает трактор. Здание входит в список шедевров эпохи конструктивизма — в Лондонском музее истории архитектуры Россию представляют всего два макета: собор Василия Блаженного и Драматический театр им. Максима Горького. Ле Корбюзье и Оскар Нимейер называли театр жемчужиной советской архитектуры.
Строительству театра предшествовал Всесоюзный открытый конкурс, на котором были представлены 25 проектов, 6 из них получили премии. Первой премией был отмечен проект под девизом «Красный мак», выполненный московскими архитекторами Г.Б. и М.Г. Бархиными при участии Б.Г. Бархина. Вместе с тем к строительству был принят проект, разработанный московскими архитекторами В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейхом, присланный после окончания срока конкурса, но привлекший внимание властей города остротой и оригинальностью композиции, компактным функциональным решением плана здания. Образ театра был представлен своеобразным памятником первой индустриальной пятилетке и уподоблен гигантскому трактору. При этом была решена задача объединения театра с концертным залом в единый блок.
Лестничные клетки и коридоры, фланкирующие основной объем, напоминают гусеницы трактора. Сопоставление глухого лапидарного объема зрительной части с остекленными вертикальными пилонами лестниц создавало ощущение контраста, а пандусы и боковые «галереи-мосты» на гигантских колоннах, воспринимающиеся во множестве изменяющихся ракурсов, придавали зданию динамизм.
Театр разместили на большом пустующем участке территории, где проходила граница городов Ростова и Нахичевани-на-Дону.
Профессиональная пресса, в частности журнал «Архитектура СССР», в то время так оценила построенное здание: «Стиль архитектуры Ростовского театра нельзя охарактеризовать каким-либо одним традиционным «измом». Архитекторы берут лучшее у конструктивизма — ясную организацию плана, напряженную контрастность форм, обостренное чувство современной конструкции и сочетают все это с декоративностью большого замысла».
В конце 1930-х гг. в связи с новой тенденцией к обогащению архитектурных форм, сдержанные формы фасада «обогатили» природными отделочными материалами и скульптурными рельефами. Главный фасад облицевали итальянским мрамором, остальные поверхности — гранитом и инкерманским известняком. Во втором ярусе основного объема на фоне сплошного остекления установили горельефные композиции «Гибель Вандеи» и «Железный поток», выполненные скульптором С.Г. Корольковым.
Интерьеры здания, разработанные группой ростовских архитекторов, отличались от общего замысла, скорее они были близки уже зарождающимся тенденциям архитектурной неоклассики.Грандиозность построенного здания сами авторы подчеркивали объемом использованных на строительстве материалов: 7 млн. штук кирпича, 8 тыс. тонн инкерманского известняка, 3900 тонн мрамора, 3 тыс. тонн гранита. Это был крупнейший в стране, «один из самых больших в Европе театров».
Большой зал его вмещал 2250 зрителей. Первой премьерой стал спектакль «Мятеж» по повести Д. Фурманова (на сцену была выведена конница).