В этой заметке я вам покажу сад Моне, который разбит возле дома. Таким он выглядел в начале мая 2012г, в разгар весны, которая в этом году везде припозднилась.
"Самое прекрасное мое произведение — мой сад", — говорил Моне. И современники соглашались с ним. Очень точно охарактеризовал этот сад Пруст:
"Это сад не старого цветовода, а скорее сад колориста, если я могу его так назвать, сад, где совокупность цветов не есть создание природы, поскольку они посажены таким образом, что одновременно будут цвести только цветы гармонирующих оттенков, создавая бесконечное поле голубого или розового".
То были благодатные времена для садоводов. В Европу из Америки и с Дальнего Востока ввозились новые растения. В 1880-е годы у тех, у кого не было доступа к питомникам, открылась новая возможность — заказывать семена по почте: в этом новом бизнесе начался бум.
Моне жадно коллекционировал каталоги семян, а свои сады "компоновал", как живописную картину. Приехав впервые в Живерни, он увидел при доме всего лишь обычный огород, типичный для французской деревни. Моне тут же принялся его переделывать: прежде всего придал ему геометричность, посадив специфические "садовые" цветы: алтей, георгины, розы, настурции, гладиолусы; он высаживал их в таком порядке, чтобы цветение их продолжалось практически круглый год.
Моне говорил, что на сад он истратил большую часть дохода. Но это лишь скромное преувеличение. Он держал садовника и пятерых работников, и сам постоянно занимался работами по его улучшению и расширению.
А теперь этой красотой любуемся и мы.
Два сада умышленно противопоставлялись друг другу. Тот, что был при доме, сохранял традиционный французский вид: с аллеями, увитыми ползучими растениями; дорожками, идущими под прямым углом друг к другу, со ступенями, ведущими из одной части сада в другую. Сад, что раскинулся по другую сторону дороги и вокруг пруда, преднамеренно производил впечатление экзотическое и романтическое.
Продолжение следует...
О доме — музее художника можно прочитать здесь: Дом - музей Клода Моне