Вид у Собора не парадный, не яркий, но его фасадом я могу любоваться бесконечно. Фасад — старейшая сохранившаяся часть собора. Его создание в начале 13 в. приписывается Гвидетто да Комо. Мастер ориентировался на пизанский стиль, но так обогатил его и внёс столько нового, что искусствоведы говорят о нём как о создателе нового луккского романского стиля.
Декоративная резьба, инкрустации, орнаменты, особенно причудливые формы колонн — всё это луккский стиль,
который наиболее ярко, на мой взгляд, представлен в Лукке в церкви Сан Микеле ин Форо, о которой я уже писала Сан Микеле ин Форо - беломраморная птица
Но здесь, на фасаде Собора Св. Мартина резчики по камню так искренне и так наивно передали свои чувства в бесчисленных украшениях, сложных деталях, в затейливых орнаментах, в игре каких-то нереальных сказочных животных, что у меня создаётся впечатление, будто это делали дети.
А в самом Соборе меня поразило прекрасное мраморное надгробие Иларии дель Карретто великого итальянского скульптора Якопо делла Кверча (1408). Скульптура молодой 19-летней женцины, умершей во время рождения ребёнка, необыкновенно реалистична. Она, наверное, одно из самых моих ярких впечатлений не только от Собора, от Лукки, да, пожалуй, и от всей Тосканы.