Семнадцать лет назад в Белгороде произошло удивительное событие — он отметил свое тысячелетие. Казалось бы, что здесь удивительного? А дело всего лишь в том, что по официальным документам город был основан в конце 16 века, то есть совсем не тысячу лет назад. Но в начале 1990-х годов появился в Белгороде некий любитель альтернативной истории, который, в том числе, перенес сюда многие исторические события, происходившие в другом Белгороде — в Белгороде Киевском, и каким-то чудесным образом умудрился убедить в этом тогдашние власти. В общем, власти повелись и тысячелетие отметили. Впрочем, этот факт был не единственным крупным маразмом, который случился в Белгороде в последние годы. Другие были, правда, не такими значительными по масштабности, но не менее оригинальными. Например, в Белгороде не так давно запретили праздновать День всех влюбленных 14 февраля, проводить ставший традиционным фестиваль "Джазовая провинция", выступать некоторым рок-группам, музыкальный репертуар в клубах и на дискотеках города проходит строгую цензуру, а, когда Антон поразился тому, что не нашел на газетном развале свой любимый журнал "Русский репортер", то продавщица нам рассказала, что и печатные издания здесь тоже проходят цензуру и некоторые находятся под запретом. "Русский репортер" — тому пример. А вы говорите, демократия!..
Но не будем о грустном. В целом, Белгород очень милый, приятный, чистый, благоустроенный и богатый город!
1.
...Конец апреля в Белгороде выдался очень жарким. Ранним утром, когда я здесь очутилась, было уже около 20 градусов тепла. К середине дня температура поднялась до 27-ми, на завтра обещали все 30, и хозяйка снятой нами квартиры сказала, что таких аномалий в городе не было уже давно, особенно учитывая, что всего две недели назад тут весной еще и не пахло. Теперь же всё вокруг распускалось и расцветало: липы, березы, каштаны выбросили свои первые нежно-зеленые листочки, на клумбах алели тюльпаны, на газонах желтели одуванчики, а в воздухе пахло черемухой и сиренью.
Взяв фотоаппарат, я бродила по городу и с каждой минутой понимала все больше, что звание столицы области он носит по полному праву. Не сказать, что Белгород крупный город — всего-то несколько сот тысяч жителей. Но в его центре я ощущала себя в точности так же, как и в Москве, даже пробки на улицах были.
2.
Дворец бракосочетания.
3.
Но пробки пробками, а первое, что бросилось в глаза, — это его нарядность. Конечно, был последний рабочий день перед праздниками, и Белгород готовили к первому мая: повсюду стригли газоны, убирали мусор, мыли и чистили памятники.
4.
Но сразу было понятно, что эта уборка здесь — вовсе не разовое мероприятие, и что в порядок приводят город не наспех, что подчищают планово и что вылизан он всегда. Ну, а кроме того, много новых красивых зданий, абсолютно ровные дороги без щербинок, тротуары, выложенные плиткой, тюльпаны на клумбах. В общем, "край, похожий на рай". :)
Народный бульвар.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Знак побратимов Белгорода.
11.
Поклонный крест.
12.
Первым делом я отправилась в самый центр города на огромнейшую Соборную площадь.
13.
Там помимо памятника Ленину и одной из старейших гостиниц Белгорода, находился драматический театр. Я все еще наивно надеялась, что а вдруг в кассах выбросят какую-нибудь просроченную бронь на ближайший спектакль. Но, увы, бронь не выбросили.
14.
Зато площадь я посмотрела. Вообще, чем интересна Соборная площадь, так это ее бронзовыми плитами с изображением контуров всех районов Белгородской области, а также самой большой плитой с изображением области в целом. Если встать на последнюю, рассказали мне френды, и похлопать на ней в ладоши, то будет что-то очень интересное. Интересное-то интересное, только никто из них не раскололся, что именно, и я в предвкушении сюрприза отправилась искать плиты. И вот, представляете, я полчаса ходила и их искала, но плиты, как в воду канули! Не было их, и всё тут! Мне кажется, что тогда на площади я понаходила вообще все, что только можно: разные памятники, постаменты, мемориальные доски, но только не плиты!
Вот, даже что нашла!
15.
В итоге я решила, что у меня, наверное, какой-то зрительный глюк, решила дождаться Антона и поискать их вместе с ним. На следующий день мы с Антоном вернулись на Соборную. Снова обошли ее целиком, но плит не было! Тут я уже развеселилась! Представляете, считай, одна из главных достопримечательностей города, а мы ее даже вместе не можем отыскать. В общем, что оставалось делать: спросили у первых попавшихся белгородцев.
— Да вот же они! — воскликнула девушка, тыча нам куда-то прямо под ноги. И действительно! Плиты оказались не где-то сбоку на газоне или у зданий, как мы думали, а просто под ногами — вмонтированными в асфальт. Мы долго смеялись.
16.
17.
А в ладоши тоже похлопали. Самая главная плита при этом начинала радостно звенеть. Вот такой вот эффект! :)
Вообще, Белгород — очень полноценный город. Здесь есть, пожалуй, всё для удобства жизни: множество школ, детских садов и площадок на загляденье, больниц, магазинов и торговых центров, скверов и парков.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Парк Победы на речке Везелке.
24.
25.
26.
В Белгороде есть порядка десяти музеев, несколько театров и аж целых семь университетов и академий ( самом главном из них — о Белгородском Государственном — я вам поведаю в следующий раз).
Музыкальный колледж.
27.
Что же касается музеев, то, помимо диорамы "Огненная Дуга", где рассказывается о сражениях под Прохоровской, Курском и Белгородом, я побывала еще в одном — в открывшимся недавно музее Белгородской культуры. Этот музей, хоть и не большой, но — настоящая мечта этнографа. Основные его экспонаты — это костюмы, в которых ходили жители Белогорья в 18-19 веках. И оказывается, что даже на такой, казалось бы, небольшой территории они одевались по-разному. Например, девушки в Белгородско-Курском регионе предпочитали носить сарафаны, в Белгородско-Воронежском — панёвный комплекс (то есть, с шерстяной юбкой-накидкой), а в Поосколье любили юбки обычные. При этом всем женщинам очень нравились платки, и их здесь продолжают носить до сих пор.
В музее было и много других экспонатов: восстановленная обстановка крестьянской горницы, экспозиция процесса изготовления домотканых рушников, свадебные обряды и т.д. Но, к сожалению, с фотографированием в музее было непросто. У них оказалась хитрая система. Купить билет на фотосъемку в целом было нельзя. Платить предлагалось за каждый сделанный кадр отдельно по 25 рублей. Представляете? Десять кадров — 250 рублей, двадцать — 500! Нормальненько так, да? Либо можно было приобрести билет на пять кадров за 25 рублей, но при этом в кадре должны быть вы сами. То есть, платите 25 рублей и фотографируетесь пять раз в музее на фоне экспонатов. Ну, не маразм?
Но, что было делать? Пришлось покупать эти "пять кадров", ибо платить за каждый кадр по отдельности мне показалось слишком накладным. Правда, музейные сотрудницы, которые не сами всё это придумали, а им свыше спустили, в мое положение вошли. Фотографировать меня на фоне предстояло им, и мы с ними договорились, что я буду стоять в кадре сбоку, а они будут брать экспозицию в целом. Вроде как и от дурацкого правила мы с ними таким образом не отступим, а я себя потом, где надо повырезаю. :) В общем, в итоге, на мой взгляд, получилось вполне приемлемо. Но на первой фотографии я все-таки стою в кадре. Не могла я пройти мимо лавки, владельцем которой, судя по фамилии, был явно какой-то родственник моего Антона. :))
Вид у меня тут, правда, какой-то дурацкий.
28.
Крестьянская горница с печью.
29.
Изготовление домотканых рушников.
30.
Свадебный обряд.
31.
А это особенно ценное пальто городского покроя, в которых раньше ходили белгородские модницы.
32.
Ну, а теперь расскажу вам о храмах. Вообще, храмов в Белгороде очень много, и они здесь в таком же чистом, благоустроенном и красивом состоянии, как и всё вокруг.
Университетская церковь Гавриила Архангела.
33.
Преображенский кафедральный собор.
34.
Смоленский собор.
35.
Бывший католический костел, судя по всему, ставший в последнее время, каким-то православным центром.
36.
Мало того, в городе есть семинария.
37.
А еще — просто-таки огромное количество разных православных паломнических домов. Есть версия, что такое их число в городе неслучайно, и православием очень увлечен опять-таки местный губернатор. Но как бы там ни было, насильно все-таки пока никто никого не крестит и в храмы не загоняет. И то хорошо!
Больше всего мне понравился Марфино-Мариинский женский монастырь и комплекс деревянных храмов — святых Веры, Надежды и Любви и святого Георгия.
Марфино-Мариинский монастырь — место вообще историческое. В нем находится самый старый собор всей Белгородской области — Успенско-Николаевский, построенный в 17 веке.
38.
То, что он самый старый, становится понятным сразу, как только его видишь. К тому же, считается, что его строительством на каком-то этапе занимался аж сам Петр Первый.
39.
Второй собор — Покровский — тоже хорош, хотя и младше Успенско-Николаевского примерно на век.
40.
Еще там есть очень милая и необычная по своей архитектуре часовня Царственных мучеников и страстотерпцев — маленькая, приземистая, с множеством куполов.
41.
А это — памятник покровителю Белогорья святителю Иоасафу на фоне Покровского собора.
42.
Комплекс деревянных храмов в отличие от Марфино-Мариинского монастыря — наоборот воздвигнут совсем недавно.
43.
Самое интересное здесь — это внешний вид церквей. Все они деревянные, бревенчатые, построенные в древнерусском стиле, с чешуйчатыми башенками и золотыми куполами, с резными оконцами, в общем, так, когда было когда-то принято возводить на Руси деревянные храмы и терема.
В общем, красота и благолепие.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
В Белгороде мы снимали квартиру, ели в кафе на вокзале и в пиццерии "Потапыч".