В Сайгон (Хошимин) ехал из Пномпеня. Мыс, самый выступ Индокитайского полуострова, к сожалению, проехать не смог – пограничники не пустили. Да и дороги там были не просто плохие, а скрытые наводнением – вся не пройденная зона была затоплена. Потому до Хошимина пришлось ехать по основной трассе, а не по дороге, наиболее близкой к берегу.
Въезд во Вьетнам запомнился ещё вьетнамскими пионерами. Такая ностальгия! Точно советские пионеры: в беленьком с красными галстуками. Я уже отвык от всех этих коммунистических реалий к тому времени, а тут опять красные флаги, красные галстуки.
В Сайгоне (Хошимине) остановился в нашем культурном центре. Там меня хорошо приняли, устроили встречу с местной прессой и общественностью. Потом пригласили в русский ресторан «Москва», который открыли двое бывших соотечественников.
В общем, немножко там передохнул и поехал уже на север, по основному шоссе, приморскому как раз, через перевал Дананга. Дальше на пути все знакомые по вьетнамской войне названия: Сайгон, Дананг, Хайфон...
В Хайфоне наше генконсульство очень хорошо принимало. Один день там провёл, а от него уже на Ханой поехал, там необходимо было наконец решить проблему с Китаем. Но Китай опять отказал в визе, а у меня ещё одна проблема возникла: после горного участка от Сайгона до Хайфона я набрал хорошую форму, две недели очень активно «молотил», а тут резко осел на месте с китайской проблемой, и начались проблемы со здоровьем (самоотравление, ломка). Пришлось отлежаться в посольстве. Обнаружил в местной библиотеке журнал «Вопросы философии», там для себя кое-что интересное нашёл.
Раз Китай никак не проходим, нужно было решать, как двигаться дальше. Уже намечал, что по островам пройду: Тайвань, Японские острова, а потом - в Россию. В итоге решил ехать через Гонконг. Он в то время буквально последние месяцы оставался английским. Пошёл к англичанам в посольство, они мне без проблем выдали визу в Гонконг, и я из Ханоя полетел самолётом туда.
О проекте «ЭДЭМ» — путешествие вдоль береговой линии континентов