Первого мая я и другие обитатели Дома АВП в Стамбуле побывали на огромной первомайской демонстрации. Предварительно мы видели, что множество объявлений и агиток в разном стиле было развешано по всему городу.
Из обитателей Дома АВП (у нас ночевало 34 человека) на демонстрацию выбралась половина.
Думали ехать автобусом, но центр города был уже оцеплен, и автобус не доехал. Парадную улицу Истикляль полиция закрыла целиком, чтобы там стёкла не повыбивали, и для демонстрантов отвели улицу Тарлабаши, бомжовую и полуразрушенную, которая идёт параллельно Истиклялю. Там уже на асфальте лежали лозунги и собирались всякие недовольные.
Скопилось в центре города, на подходах к Таксиму, возможно до 50-100 тыс человек (точное число мне было непонятно). На других подходах, со стороны Бесикташа, собралось ещё тысяч сто народу. Некоторых привезли на автобусах из других городов, даже за 200-600 километров. Все они собрались, разобрали свои лозунги и потопали одни за другими к центральной площади Таксим, где постепенно и собрались. Дорожные службы заранее вытащили все стёкла из автобусных остановок, опасаясь, что их разобьют протестующие. Движение транспорта в окрестностях Таксима было прекращено.
По оценкам полиции, было 200 тыс человек, и ещё 20 тыс полицейских. Все несогласные собрались и шли колоннами с флагами, транспарантами, портретами и барабанами, динамиками и свистками. Коммунисты, социалисты, анархисты, небольшие группки патриотов, группы большие курдов, националистов, религиозные люди, каждый своим шествием собрались огромной толпой на Таксиме. Среди них были самые разные политические люди, рады тому, что полиция не размочит всех поодиночке.
Погода была солнечная, наилучшая. Торговцы подготовили огромные запасы питьевой воды и бубликов. У них сегодня был день ударного труда. А вот бесплатной еды для народу не было выявлено.
О чём выступали и что кричали демонстранты, мне неизвестно (хотя можно догадаться). Но
когда подошли толпы курдов, они пользуются любым многолюдьем, они стали кричать антиправительственным криком: Оджалан! Курдистан! и прочее. Это уже было понятно. Мы за лучше сочли сваливать постепенно, пока не переросло в драку.
Выбирались из гущи демонстрантов около часа, уж очень много народу. Идя домой, мы стали обладателями множества флагов, красных и прочих, которые побросали участники демонстрации или потеряли в спешке.
Как мы позднее узнали из СМИ, в других городах Турции тоже были первомайские шествия и митинги, но не такие большие.