Распрощавшись с Соловецким, еще какое-то время движемся дальше по безлюдной дороге, делаем плавные виражи, проезжая мимо холмистых перелесков, огибая неглубокие овраги и русла многочисленных ручьев.
Солнце перевалило за полдень, растопило наледь на дороге, превратив ровное ледяное покрытие в жидкую снежную кашицу.
1.
Мы бесстрашно ныряем в незнакомые лужи, ледяная шуга дико и шумно бьется об днище, злобно шипит за бортом, цепляется за колеса, в тщетных попытках стащить с дороги наглых нарушителей покоя. Солнечные лучи, бьют сквозь лобовое стекло, нещадно слепят глаза и жарят лицо. Но все попытки нам помешать напрасны, мы уверенно несемся строго на юг в направлении села Колково.
Наконец, в дали показалась высоченная колокольня в окружении свиты из многочисленных деревянных избушек.
2.
От Колково до Орлова уже рукой подать, всего 15 км, это значит, что мы сделали огромную петлю, еще утром съехав с Котельнического тракта, и скоро наш путь должен завершится, почти там же, где начался.
Эти места мало кому известны, но как часто бывает накрепко связаны со всей страной тоненькой незаметной ниточкой. Посредством этой невидимой связи, уездный Орлов оказался способным изменить ход всей дальнейшей российской истории, а значит и наших с вами судеб в том числе.
3.
В двух километрах от Орлова есть деревня с романтичным названием Журавли, а в ней родился и вырос всем известный смутьян и террорист Степан Халтурин, вот вам и связь времен.
В последствии дом террориста был аккуратно разобран и с почтением перенесен в город Орлов. Город переименовали в Халтурин (к счастью, временно), в доме был устроен музей, посвященный славной жизни и героической погибели террориста Степки Халтурина.
До наших дней дом-музей не дожил, в 90-е он был закрыт и разграблен.
4.
Но вернемся в Колково. При ближайшем рассмотрении первые из встречающихся деревянных домов представляют собой нежилые, давно развалившиеся и полусгнившие развалины. Покинутые дома, как визитная карточка, красноречиво говорят о том, что и здесь далеко не все благополучно.
5.
Поля и заброшенные дворы захватил вездесущий борщевик. Без должного внимания, летом здесь расцветают настоящие заросли — ядовитые и смертельно опасные джунгли.
6.
Колково — село старинное, гораздо старше предыдущего Соловецкого.
Колковская волость впервые упоминается в "Книге писцовых городов Котельнича и Орлова с уездами 1629 года". В Дозорной книге Отяева 1646 г. значится погост Колковский.
7.
В конце 18-го века село Колково значилось как Николаевское, каким-то образом прежнее название совсем исчезло и забылось, осталось только нынешнее. На погосте имелась деревянная теплая церковь, которая позднее, примерно в 1775-1807 гг. была перестроена в каменную церковь Во имя Илии Пророка.
8.
В лучшие годы Колковский приход состоял из 74 селений, а сейчас — где они?! Такого числа деревень во всем Орловском районе не наберется.
Ныне Ильинская церковь находится в полуразрушенном состоянии, но неплохо сохранилась шикарная классическая колокольня, возможно за счет того, что была возведена чуть позднее.
9.
Название села видимо произошло от слова "колки", что означает одну из разновидностей березового или осинового леса. Такой лес обычно растет в блюдцеобразных низменностях, в междуречьях и во впадинах. Растительность в нем расположена кольцеобразно, постепенно деградируя от краев к центру, в самом низком месте обычно образуется небольшое болотце.
10.
Даже листва в таких местах появляется и опадает в разные сроки.
Так это или не так, утверждать не могу, ведь большую часть пути мы преодолели на скорости, да и под снегом трудно различить особенности окружающей растительности.
11.
О низменном местоположении села свидетельствует протекающая через село речка-ручей Татарка. Чуть южнее вьется лесная речка Колковка, а севернее протекает Хвощевица.
12.
Очень красивая речушка, особенно живописно она смотрится в лучах первого апрельского солнышка, когда лед уже сошел, по берегам видны первые проталины, а вокруг еще лежит чистейший снег, испещренный витиеватыми заячьими следами.
Есть в этом неуловимая Левитановская красота, и я не мог проехать мимо, не остановившись на небольшую фотосессию.
13.
Машину бросили на соседнем пригорке, а дальше, шлепая по ручьям, отправились пешком знакомиться с селом и храмом.
Дорога ныряет к Татарке, а затем снова в гору туда, где на самом высоком месте встречает любого въезжающего колокольня Ильинской церкви.
14.
Вокруг далекой маковки нарезает бесконечные круги шумное воронье. Галдеж не прекращается ни на минуту, птицы то разом оседают на ветвях соседних деревьев, то по какой-то неслышимой команде с шумом поднимаются в воздух и делают очередные несколько витков, пока не поступит новый сигнал "к отбою тревоги!"
15.
Если бы не эти шумные постояльцы, то могло бы показаться, что вокруг все вымерло.
На этот раз никто из местных жителей к нам не вышел, и приставать с вопросами нам было не к кому.
16.
К храму сквозь сугробы ведет узенькая тропинка, редкие заезжие путешественники не пропускают возможности осмотреть церковь изнутри. Мы так же отправились в направлении колокольни, но очень скоро были разочарованы.
На колокольню подняться не удалось, сквозь разрушенные перекрытия видна лишь часть далекого купола. Лестницы давно сгнили и обвалились.
17.
Пройдя сквозь арку, под основанием колокольни, мы уперлись в закрытые ворота и оказались в тупике.
Нас окружала тишина и какая-то особенная атмосфера умиротворенности и покоя. Солнечные лучи, проникая сквозь разрушенную крышу, согревали весенним теплом кирпичные стены, а нам казалось, будто это тепло предназначено нам, здесь намного теплее, чем снаружи.
18.
К сожалению, в храм попасть также не удалось. На воротах висит большущий замок, а за воротами, по всей видимости, бардак и разруха.
Помещение храма, скорее всего, частично используется под какие-нибудь склады или мастерские, а может заброшено вовсе.
19.
Церковь отслужила свой срок, к ней пришла преждевременная старость, и она быстро разрушается. Колхозники выжали из своего храма все соки, все ценное, что было возможно, и теперь бросили его за ненадобностью.
20.
Люди проходят мимо, каждый день спешат куда-то по своим делам, не в силах оторвать от земли сосредоточенных взглядов. Классические колонны никого не вдохновляют, никто не чувствует тепло исходящее от древних стен, да и на сам храм вряд ли кто-нибудь из местных обращает чрезмерное внимание.
21.
Мы попытались пробраться вдоль южной стены, чтобы попробовать заглянуть в помещение через одно из ближайших окон. Звонкая капель превратилась в непреодолимый водопад, а твердая корка наста к полудню размякла и, не выдерживая нашего веса, начала предательски проваливаться под ногами.
Начерпав полные сапоги снега, мы были вынуждены выбираться обратно.
22.
С противоположной стороны к храму примыкает обширный двор, на котором стройными рядами выстроилась разнообразная сельхозтехника, село Колково известно своей агрофирмой.
Яркие агрегаты больше походили на детские аттракционы, издалека могло так и показаться, не хватало только музыки и детского смеха. Все вокруг словно застыло, а нереальная тишина добавляла еще большую статичность окружающей картинке. Единственная живая душа, встретившаяся нам на дороге, это вертлявый, любознательный и очень симпатичный песик.
23.
Вдруг, где-то совсем рядом звонко затарахтел мотор одинокого трактора. Наконец, показались двое рабочих в почерневших, засаленных ватниках. На фоне новеньких разноцветных комбайнов эти две грязные и замызганные фигуры выглядели инородными пришельцами из параллельного измерения.
24.
Черные фигуры понуро слонялись по раскисающей грязи среди таких же унылых ветхих строений, как и они сами. Рабочие не обращали на нас никакого внимания, будто мы не люди, а полупрозрачные тени, прибывшие из другой действительности. Впрочем, наверное, так оно и есть, в этом мире мы совсем чужие. Вся тоскливая окружающая атмосфера говорит сама за себя, она до краев наполнена какой-то горькой безнадежностью и упадком.
25.
Советской системе удалось раскрутить сельскохозяйственный маховик на полную мощность, но это получилось лишь благодаря накопленному за предыдущие века огромному крестьянскому потенциалу. Очевидно, что в системе есть какое-то иррациональное звено, которое все эти годы заставляло сельскохозяйственную машину неустанно разрушать саму себя изнутри, требуя для поддержки своей жизнеспособности все новые и неуспевающие восполняться жизненные ресурсы.
26.
Наконец, пришло время, когда иссякли финансовые вливания и без должной подпитки, все окончательно рухнуло. Система, придуманная большевиками, так и не заработала, она жадно пожирала крестьянские хозяйства, бесследно и неразумно поглощала бесчисленные души, рушила семьи и судьбы, в долгой и мучительной агонии требовала все новые рабочие руки, умы и таланты.
27.
Оставляя за собой огромные пустоши и вывернутые земли, вырубленные леса и отравленные реки, горы мусора и искореженного металла, когда не осталось ничего, система принялась пожирать саму себя.
Гибель сельского хозяйства в таком виде, в котором мы его знаем, это лишь вопрос времени, рано или поздно уйдут из села последние жители, бросят трактора и сеялки, оставят свои дома. Лес придет незамедлительно, но уже не тот корабельный, что шумел здесь когда-то, обедненные земли способны родить лишь сорный кустарник, приютить березняк да осину.
28.
Очевидно, что в гармонично развивающихся процессах нет места для разрухи и запустения. В созидании нет места разрушающимся храмам и умирающим хозяйствам, а есть место обновлению и процветанию. Любая жизнь должна давать начало новой жизни, иначе она обречена.
29.
Алтарь Ильинской церкви напоминает зияющую рану, он насквозь прошит огромной металлической балкой. Железный штырь, словно смертоносное копье, пробив окно, намертво застрял в самом сердце храма.
30.
Наверное, есть светлые умы, которые знают, как возродить деревню, но почему-то их многочисленные рецепты совсем не действуют.
Мне кажется, это лишь начало конца, мы будем и дальше вымирать. Пропадем бесследно, прославляя убийц и террористов. Выродимся полностью, продолжая губить собственные жизни и таланты во имя безграничного потребления. Навсегда исчезнем, погрязнув в пьянстве и разврате. Растворимся среди других народов, если не вспомним о распятых нами церквях и порушенных храмах, отвернувшись от земли и от Родины.