С настоящей тоской я читал френдленту и сводки новостей с Родины. Миллионы россиян вышли на первомайские демонстрации, чтобы выразить свою солидарность. Весне — всегда, труду — иногда, Владимиру Путину — потому что иначе нельзя.
Я совершенно случайно побывал на митинге протеста в Лос-Анджелесе. Тысячи людей вышли на улицы с плакатами, чтобы высказать свое недовольство политикой президента Барака Обамы. Сегодня я расскажу вам о том, как проходят в Соединённых Штатах подобные митинги. Это вам не Триумфальная!
Кстати, интересно, что митинг этот прошёл ровно в двадцатую годовщину знаменитого Лос-Анджелесского бунта.
О проведении митинга в центре Лос-Анджелеса я узнал случайно: сегодня я гулял по самому криминальному району города, знаменитому Южному Централу и решил заглянуть в местное полицейское отделение, узнать последние новости из мира гангстеров. В полиции почти никого не было, а дежурный офицер рассказал, что все машины уехали в центр, обеспечивать безопасность какого-то протестного митинга. Найти его оказалась не трудно, даже не зная города — полиция перекрывает автомобильное движение на подъезде, предупреждая водителей заранее, вот такими фаерами.
Уже видны люди с плакатами и десятки полицейских автомобилей.
Две улицы в районе проведения протестного собрания перекрыты, но движению это не мешает, митинг начался в половину седьмого вечера, когда почти все закончили работать и уехали из Даунтауна.
Я насчитал три кордона: первый — дорожные регулировщики, которые перераспределяют потоки автомобилей по другим улицам. Второй — бойцы SWAT, спецназа, местного ОМОНа. Они стоят чуть поодаль, в касках, на каждой из которых написано имя полицейского. Самый близкий к протестующим кордон полиции — велосипедисты. Они стоят в сотне метров от происходящего и не вмешиваются. Велосипед — отличный способ догнать нападающего в толпе.
Несколько колонн идут по главной улице центра города — Бродвею. Они скандируют лозунги, поют и кричат.
Несколько тысяч человек собрались на этот митинг, чтобы высказать своё "фе" президенту Обаме. Эти люди разных национальностей и этносов, но их объединяет одно — они эмигранты. Нелегальные эмигранты. Те, кого в России называют гастарбайтерами.
В своей прошлой предвыборной кампании господин Обама обещал объявить миграционную амнистию и дать гражданство всем нелегалам, проживающим в США больше десяти лет. На данный момент этот закон так и не принят. Люди недовольны. Они по-прежнему остаются вне закона.
Но свои лица скрывают далеко не многие.
Почти все пришли сюда открыто, хоть и не являются полноценными гражданами страны, в которой живут.
Дети эмигрантов — уже граждане Америки, таков закон. Но учителя знакомы и с их родителями, многие из которых — неплохие люди, но без паспорта. Учителя пришли поддержать этих людей.
Основное требование митингующих — выполнить предвыборное обещание прошлой кампании и легализовать их.
Никто не призывает к свержению власти, насилию или перезахоронению погибших от цунами хомячков.
Единственное, что все эти люди обещают Бараку Обаме — не голосовать за него на выборах, если он не сдержит слово.
В голове колонны едет грузовик с открытой платформой и музыкальным оборудованием. С него вещают различные товарищи в красных майках. Этот парень — местный Навальный, судя по всему.
А это американский Лимонов или Каспаров. Слышал о том, как дядька кричал в толпу: "Год назад полицейские вломились в мой дом, арестовали меня и держали в клетке, потому что я нелегал!" После этих слов ничего не произошло. Луна не упала с неба, а полицейские не ринулись вязать мужчину на сцене.
Люди, которые пришли на митинг — очень разные. Разных национальностей, одеты по-разному, у них разная одежда и разные жизненные ситуации.
Над местом проведения митинга кружит огромное количество вертолётов, большинство из них принадлежат телевизионным компаниям, но есть и вертолёты полиции, которые контролируют ситуацию с воздуха.
Это очень крутой американский блогер, он ходит по всем митингам и фотографирует их, а потом выкладывает к себе на страницу.
Но самое интересное в американском митинге, это, пожалуй, его организация.
На каждом углу стоят торговцы хот-догами и свежевыжатыми апельсиновыми соками.
Они не принимают участие в мероприятии, но тоже хотят немного славы, поэтому наперебой просят их сфотографировать.
Цены на еду не отличаются от обычной забегаловки — сосиска в булке с овощами стоит полтора доллара, сок — два с половиной. Никаких дополнительных накруток.
Нет никакой толкучки и давки, много свободного пространства между людьми.
В некоторых местах люди образуют круг, в центре которого происходит шоу. Азиатские нелегалы показывают китайского "танцующего дракона"
Кто-то играет на гитаре.
Или самозабвенно бьёт в барабан.
По сводкам министерства национальной безопасности, в марте 2012 года в Соединённых Штатах насчитывалось 11,5 миллионов нелегальных мигрантов. Большая часть из них мексиканцы и жители других стран Южной Америки, но также много и азиатов, и индусов. Я хотел привести вам информацию о количестве нелегалов в России, для сравнения, но оказывается, никто даже примерно не знает их числа, а уходящий президент Медведев в конце апреля как раз потребовал от Совбеза посчитать гастарбайтеров в стране.
В целом, впечатления от митинга очень приятные. Люди вышли протестовать, но они не мешают друг другу, улыбаются.
Полиция тоже не мешает проведению мероприятия, но зорко следит за порядком.
Когда я увидел этот плакат — удивился. Он не относился к теме митинга, это явно были какие-то националисты. Офицеры полиции стояли прямо за ним, в оцеплении. Я подошёл к полицейскому и спросил, почему они ничего не сделают с этими людьми? Ведь это не их митинг, к тому же слово fuck в Америке далеко не самое вежливое, и оно оскорбляет полицию. Я знал, что он ответит мне, но всё равно задал вопрос.
"У нас свобода слова. Если ему не нравится полиция — он может открыто говорить об этом. Я не имею права его арестовать, он не сделал ничего противозаконного. Даже если мне самому это неприятно, я не трону его. Но если кто-то из этих людей бросит бутылку или набросится на полицейского или оскорбит меня лично — я имею полное право надеть на нарушителя наручники."
Я спросил, много ли людей было задержано. "Десять человек". Когда стал уточнять за что, выяснилось, что полицейский меня неправильно понял и сказал, что названная им цифра — общее число задержанных за правонарушения в городе за сегодня. На митинге не было ни одного ареста, все было в рамках закона.
В половине восьмого митинг завершился и люди мирно разошлись в разные стороны. Демократия и свобода — это не только когда можно делать всё, что захочешь. Это игра, в которой все стороны соблюдают правила, о которых договорились.