Поселок Дальние Зеленцы «уютно» расположился на побережье Баренцева моря (Кольский полуостров) в безымянной бухте, образованной четырьмя небольшими островами (Безымянный, Кречетов, Жилой и Немецкий). Всего 160 км от Мурманска, которые мы ехали на машине более 6-ти часов… летом, когда дороги в наилучшем своем состоянии.
Своим рождением поселок обязан Мурманской биологической станции. Именно с ее основания в 1935 году началась история освоения и обживания этих мест. Вначале дела шли совсем неплохо. До середины 50-х биостанция функционировала как полноценная научная организация, а в 1958 была реорганизована в Мурманский Морской Биологический Институт. Это было время расцвета! ММБИ получил едва ли не мировую известность как «кузница» научных кадров в области морской биологии.
В 60-е годы именно здесь, впервые в стране начали разрабатывать методики ведения подводных научно исследовательских работ с применением акваланга (не самого рядового аксессуара для тех времен). Благодаря тому, что Баренцево море на зиму не замерзает, научные изыскания проводились здесь на протяжении всего года, а не только в летний сезон, как на беломорье. А попасть сюда на стажировку было заветной мечтой любого биолога и подводника тех времен.
Помимо прочего здесь так же проводились исследования по дрессировке морских тюленей… толи для помощи человеку в море, толи для военных целей, толи и для того, и для другого. Кстати, именно отсюда же впервые выпустили в Баренцево море дальневосточного краба (известная история недавнего прошлого).
Поселок так же процветал в те времена! На его территории проживало до 800 человек, а с районным центром Мурманском Дальние Зеленцы связывало регулярное автобусное и пароходное сообщение связывало. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается…
В 1989 году ММБИ был переведен в г. Мурманск, а в Дальних Зеленцах была оставлена база для экспериментальных работ. Это стало началом конца… С тех пор и станция и поселок постепенно «умирали»… К моменту нашего визита в эти края, биостанция уже давно пребывала в полном запустении. Хотя кто-то, кажется, называл институт «законсервированным», на самом деле он банально заброшен вместе со всеми своими научными изысканиями. Старинные дома, построенные еще в начале века (что само по себе представляет некоторую ценность), где раньше велись передовые исследования международного уровня в области морской биологии, сейчас постепенно разрушаются местными суровыми зимами…
Большинство людей, конечно, покинули эти края… Построенные когда-то для сотрудников ММБИ однотипные дома почти все пустуют… но в умершем, казалось бы, поселке все равно еще живут люди, хотя их численность едва ли превышала пару десятков человек. КАК? Этого я не пойму никогда…
Живут в здании бывшего общежития, в нескольких домах из поселка, в странных сооружениях из больших металлических труб. Живут без горячей воды, с одной продуктовой палаткой, куда продукты подвозят раз в две недели, если дороги не заметет да не размоет… живут с вечно замороженным хлебом… в холоде, в сырости… живут… как? Зачем…? И жизнь ли это….
Впрочем, когда мы попали в эти места, по признанию местных поселок постепенно начинал «оживать». Некие предприимчивые дельцы из местных придумали и запатентовали «новый» метод выращивания и лова крабов. Суть инновации я уже, к сожалению, не помню, но смысл заключался в том, что при категорическом запрете промысла краба стандартными способами, они сумели получить лицензию именно на выращивание (и связанный с эти вылов выращенных крабов) и, естественно, реализацию… Ну а уж кто и как на самом деле добывали сей ценный продукт для реализации под эту лецензию, вслух, разумеется, никто не говорил… Впрочем по всей бухте действительно то здесь то там на поверхности воды покачивались красные поплавки крабьих кормушек / ловушек.
Этот бизнес вдохнул новую жизнь в поселок, появились перспективы – потянулись люди… пусть совсем немного, но что-то (как говорили местные) начало постепенно меняться… Нам, гостям этих мест, такие нюансы были совершенно не заметны, но местные с уверенностью утверждали, что процесс «умирания» поселка приостановился. С тех пор прошло уже несколько лет. Как интересно там все стало…?