В этот мартовский день мы открыли для себя Москву с другой стороны. Для нас Москва была это — Кремль, Красная площадь, ВДНХ, Арбат, Воробьевы горы, улица Тверская. Вот наверное и весь список мест куда мы ходили будучи в Москве. Жизнь сложилась так , что сын у нас живет в Москве. Приезжая к нему, дальше своего Алексеевского района уходить и не удавалось. А тут выпала такая удача — свободный день в Москве. И мы решили узнать этот город с другой стороны. Берем путеводитель Дорлинг Киндерсли и вперед.
Решили начать с сердца города и посетить район Китай-города. Начали с изучения истории названия. Всегда было интересно почему центр столицы и вдруг Китай-город. То ли китайцы здесь жили, то ли еще какое обоснование.
О происхождении этого действительно необычного словосочетания существует несколько интересных гипотез.
Некоторые исследователи считают, что название Китай-город означает «средний», «средний, срединный город между Кремлем и Белым городом» (укреплением, проходившим по линии современного Бульварного кольца). Иначе говоря, Китай-город – это средняя по своему местоположению крепость в кольце крепостных сооружений старинной Москвы. Само слово китай в этом значении попало к русским из монгольских языков. В какой-то мере такая версия поддерживается той гипотезой, согласно которой название Кремль объясняют как «внутренняя крепость».
Согласно другой гипотезе, слово китай – тюркское и переводится на русский язык просто как «крепость, укрепление, укрепленное место». Оно могло со временем превращаться в название населенного пункта, выросшего на месте такой крепости – так же это бывало с русскими словами городок, городец. Подобные названия, образованные от слова китай, были известны, правда, не в Волго-Окском междуречье, а в других российских землях, например на юге Украины, еще в XIX веке.
Есть и славянская версия истории московского названия Китай-город. Известный историк Москвы И. Е. Забелин и другие видные отечественные ученые считали, что оно связано с восточнославянскими, русскими словами кита, кит, сохранившимися в диалектах. Означает оно – «плетенничный», «как плетень», то есть построенный по принципу плетня – переплетения толстых вертикальных кольев или бревен молодыми гибкими побегами. Такие крепкие плетеные стены ставились на некотором расстоянии друг от друга, а промежуток между ними заполнялся, забутовывался землей, глиной, крупным щебнем, камнями. Так возводилась чрезвычайно прочная стена, которую трудно разрушить, пробить стеноломными машинами и даже пушечными ядрами.
Вот такие истории были прочитаны в метро, пока мы ехали до станции Китай-город. Чтобы повторить наш маршрут нужно выйти на станции Китай-город и пройти на выход в направлении улицы Варварка. Здесь не выходя на улицу и начался наш маршрут.
Прямо в метро перед входом на лестницу можно увидеть фрагмент крепостной стены — остатки башни и Варварских ворот. Выходим на улицу на угол Китайгородского проезда и улицы Варварка. Здесь по Китайгородскому проезду можно увидеть восстановленную в Советское время часть Китайгородской стены. Ее красный цвет сразу обратит на себя внимание.
Сама стена практически полностью была разрушена в начале 20 века. От древних укреплений уцелел только участок стены на площади Революции. В настоящее время восстановлено несколько участков.
А мы поднимемся вверх по улице Варварка и полюбуемся на красавицу Москву. Название улицы дано по церкви Святой Варвары великомученицы. Первоначально начиналась от Спасских ворот Кремля и шла по гребню холма над Москвой-рекой. По некоторым данным, по её трассе проходила древняя дорога на Владимир. Впервые упоминается под названием Всехсвятской (по церкви Всех Святых на Кулишках) в конце XIV в., когда по ней въехал в Москву князь Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы (1380). С 1434 называлась Варварской или Варьской.
Вид церквей на Варварской улице сразу завораживает взгляд. Слева по ходу нашего движения по адресу Варварка 12 находится Церковь Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской горе — православный храм Покровского благочиния Московской епархии. Храм построен в 1657—58 на Псковской горе (поселение псковичей, переселенных Великим князем Василием III в начале XVI в.). В него была включена часть его предшественника — храма Покрова Пресвятой Богородицы (первое письменное упоминание — 1462). Сильно пострадал во время нашествия наполеоновских войск в 1812.
Церковь Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской горе — православный храм Покровского благочиния Московской епархии
Возобновлен в 1818, с запада к нему пристроена вдвое большая трапезная, с севера — паперть-гульбище и двухъярусная колокольня (все в псевдоготическом стиле, верхний ярус колокольни — в стиле ампир). Роспись на стенах и сводах — XVII-XVIII вв.
Напротив церкви находится дом № 7 — Конторский и торговый дом «Варваринское подворье», 1890—1892. Перед этим домом находится Ипатьевский переулок. Куда мы и свернули, чтобы увидеть Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (Церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке) — эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе. Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века. Вид храма напоминает кадры из фильма "Иван Васильевич меняет профессию".
Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (Церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке)
История храма начинается в XVI веке, когда здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты. В 1620-е годы она сгорела и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628—1651 годы был сооружён новый каменный храм во имя святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631-34 и 1653 годах.
Южный придел храма был посвящён Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В начале XX века северный фасад, где имелось симметричное южному крыльцо, был искажён пристройками.
Главной святыней храма с 1654 года служит список Грузинской иконы Богоматери, выполненный в связи с избавлением столицы от морового поветрия. По этой причине храм в обиходе именовался церковью Грузинской Богоматери. К 250-летию этого события в подклете Грузинской Богоматери был посвящён особый придел. Отсюда пошло старое наименование Никитникова переулка — «Грузинский», которое было изменено на текущее в 1926 году.
В 1920 храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1923-41 гг. здесь действовал музей Симона Ушакова, с 1963 года — музей древнерусской живописи. В послевоенное время тесно обстроен современными офисными зданиями, не имеющими ничего общего с историческим контекстом. В 1991 было принято решение вернуть церковь верующим.
Возвращаясь обратно на Варварку в Ипатьевском переулке обратили внимание на мемориальную доску. В этом здании в доме № 12 находится палаты иконописца Симона Ушакова, построены в середине XVII века. В настоящее время это здание Росстроя и его лицензионного центра. Во дворе дома 12 находится одно из зданий палаты Боровского подворья, перемещённое туда в 1968 году из Никольского переулка.
Палаты выстроены в середине XVII в. (планировка сложилась раньше — ещё в XVI в.) для "гостя" Ивана Чулкова, а в 1673 г. были переданы знаменитому иконописцу Симону Ушакову для размещения в них мастерской.
Основное здание — двухэтажный на подклете каменный дом прямоугольной формы — расположено вдоль переулка. На границе с соседним владением поставлен каменый флигель, выходящий торцом в переулок. Первоначально здания объединялись по красной линии воротами с арочными проездами во двор владения и переходом с каменной палатой-светлицей над ним. В отличие от флигеля, палаты отличались более богатой обработкой фасада, причём фасад, выходящий во двор владения, был украшен богаче, чем фасад, выходящий в переулок. Наличники, карнизы и междуэтажные пояса из вытесанного вручную кирпича почти сплошь закрывают стены здания, расчленёные лопатками. В центре дворового фасада ранее было Красное крыльцо, не сохранившееся до наших дней.
А мы вернулись на Варварку и направились в Палаты бояр Романовых — ныне исторический музей древнерусского зодчества под открытым небом, практически сохранивший облик XVI-XVIII веков. Об этом в продолжении.Прогулка по Китай-городу. Палаты бояр Романовых