Так сложилось, на Святой Руси от храма до храма не то, чтобы рукой подать, но с любой колокольни можно разглядеть где-нибудь на горизонте следующую, а заблудившись, достаточно забраться на самое высокое дерево и сориентироваться по далеким куполам, чтобы отыскать верное направление.
Глазу современного человека привычнее другие ориентиры. Глядя в даль, мы вынуждены любоваться чадящими заводскими трубами: южнее Кирова Чепецкий химкомбинат ощетинился на свою же огромную ядовитую тучу, восточнее коптит Слободской, рядом Вахруши, а я тоскую по белоснежным колокольням-маякам, утопающих в трепетной утренней дымке, стелющейся среди воздушных облаков.
1.
Не так давно мы побывали в селе Верховино, там медленно разрушается Преображенская церковь, с колокольни которой был отлично виден Богоявленский храм села Пышак. От Пышака рукой подать до Великорецкого, еще ниже по течению, на противоположном берегу Великой раскинулось село Чудиново. Можно бы и дальше, делая огромные прыжки, путешествовать от села к селу, от храма к храму и так через всю вятскую землю, но мы не птицы, а дороги, как жизнь не предсказуемы, витиеваты и, порой, приводят нас совсем не туда, к чему стремимся.
2.
На разных берегах Великой есть два села — два брата: Великорецкое и Чудиново. Между ними всего-то шесть километров, и уже многие сотни лет они любуются друг на друга, но никак не сойдутся. Местные жители ходят друг к другу вброд или переправляются на лодках, затем пешком лесными дорогами. Если предпочитаете передвигаться по трассе, то ваш путь растянется на добрую сотню километров.
3.
Побывав и в верховьях Великой и в ее низовьях, я давненько заглядывался на ее среднее правобережье. Видимые из Великорецкого далекие купола притягивали мой взгляд и давно манили. Загадочное Чудиново добавляло интриги своей видимой близостью и такой же недоступностью.
4.
Сегодня удачный день! В рамках изучения Котельнического благочиния подвернулся прекрасный повод наконец-то ликвидировать и это белое пятно в моей карте путешествий.
5.
Чудиново — какое удивительное сказочное название! В голову непременно приходят Пушкинские строки: "Там чудеса, там леший бродит..."
Что там за чудеса такие, попробуем разобраться по прибытию на месте, а по пути любуемся окружающей природой.
6.
Красоту искать не надо, свернув с грязной "федералки", тут же оказываешься в сказке, среди белоснежных барханов, в окружении причудливых растений, сделанных неизвестным чародеем из хрусталя и инея.
7.
В этом году март выдался удивительно мрачным, скупым на оттепели и на солнечные деньки, весной и не пахло. На хорошую погоду мы молились целый месяц и, наконец, наши мольбы были услышаны! Пасмурное покрывало не выдержало, оно лопнуло, разлетелось клочьями, разметалось лоскутами, и небо выплеснуло на нас всю свою синеву, накопившуюся за плотной облачностью.
Солнце, словно спохватившись, щедро поливало заснеженные леса и поля ярким светом, согревало теплом, прогоняло тоску и зимнюю скуку.
8.
Чудиново долго не было видно до тех пор, пока мы не выкатили на вершину холма. Отсюда открылся потрясающий вид на само село и на далекое Великорецкое. Вдоль тракта стали появляться первые домики и разнообразные сельхоз постройки. Дорога пошла под уклон, делая крутой вираж прямиком к храму.
9.
Очень хотелось узнать: почему у села такое чудное название? Готовился услышать разные интересные истории на сей счет, но местная жительница только пожала плечами: " Не знаю, наверное, какое-то чудо здесь произошло."
10.
Позднее пошерстил в интернете и литературе, но происхождение названия села так и осталось для меня тайной за семью печатями. Кроме того, выяснилось, что по всей северной России подобных Чудиновых великое множество, и, если отбросить возможную уникальность нашего села, остается одно простое объяснение и несколько схожих интерпретаций.
11.
Чудиново образовано от древнего названия одной из финно-угорских народностей – чудь (чухна). В древнерусских летописях так называли эстонцев и родственные им прибалтийские племена, жившие на северо-западе России во владениях Великого Новгорода (вспоминаем Чудское озеро).
12.
Об этом полумифическом народе есть множество преданий и необычных легенд, где чудь наделяется необычными чертами и даже сверхъестественными способностями. Отсюда многочисленные истории о великанах, которые, шутя, перекидывались многопудовыми палицами или целыми скалами между своими селами.
13.
Отличительной чертой чудинов (чухонцев) считались светлые глаза (вероятно, это объясняется слабой пигментацией глаз у некоторых представителей прибалтийско-финских племен). В легендах «белоглазость» воспринималось как «иное зрение», способность предвидеть, видеть в темноте, принадлежность к иному, чуждому миру.
14.
Во времена колонизации русскими переселенцами вятских земель, на своем пути им приходилось захватывать многочисленные чудские городки и поселения. Вероятно, одним из таких мест является чудской Болванский городок, современное Никульчино, который захватили новгородцы и основали там первое русское поселение на Вятке.
По преданию на реке Великой жила "чудь безданная" или "белоглазая" — не платившая податей, возможно, освобожденная от них или уклоняющаяся.
15.
Не имея возможности сопротивляться русской экспансии, чудские племена уходили дальше в леса на север и восток.
Скрываясь от преследования (по-видимому, имеется ввиду христианизация), чудь живет в лесных землянках (исчезает в ямах), прячет там свои сокровища, которые невозможно добыть, т.к. они «закляты».
16.
Описываются случаи, когда чухонцы прибегали к совсем уж радикальным методам. Они выкапывали большие траншеи, ставили подпорки по углам, сверху делали насыпную крышу из земли и дерна, потом спускались всем племенем в такую землянку со скарбом и подрубали изнутри бревенчатые подпорки. Земляная крыша падала на несчастных, погребая под собой всех, кто там находился. Отсюда появилось поверье, что Чудь как бы уходит под землю.
17.
Так же большинство носителей фамилии Чудиновский можно смело причислить к выходцам из этих мест. Соответственно, если вы являетесь счастливым носителем такой фамилии, прислушайтесь к себе, возможно вы являетесь обладателем каких-либо необычных способностей или скрытых талантов, но вернемся к селу.
18.
Датой основания села считается 1647 год. Главное отличие сел-соседей состоит в том, что Великорецкое стоит на самой высокой точке в округе, а Чудиново обосновалось в низине, вопреки распространенной традиции строить села на возвышенностях, так же и Троицкая церковь была построена практически на болоте.
19.
Свято-Троицкая церковь является главной достопримечательностью села. Как про само село, так и про Троицкую церковь никакой конкретной информации мне найти не удалось. известно только, что храм был построен в 1748-1765 годах, а цилиндрическая колокольня была пристроена позднее в 1785 году.
Троицкая церковь была построена по заказу президента Вятского провинциального магистрата Ивана Толмачева, что само по себе является редкостью — на Вятке единоличных заказчиков церковных зданий было немного.
20.
Троицкий храм относится к постройкам Великорецкого типа и внешне очень напоминает Преображенскую церковь в Николо-Великорецком монастыре. Сходство поразительное, а если учесть, что оба храма строились примерно в одни и те же годы с небольшой разницей около 15 лет, можно предположить, что и архитектор был один и тот же.
Это всего лишь мои домыслы, а за более точной информацией лучше обратиться к историкам и искусствоведам.
21.
Главная особенность и ценность Троицкого храма заключается в том, что он никогда не закрывался. Службы в нем проводились даже в безбожные советские времена.
В годы гонений советской властью повсеместно запрещались крестные ходы, в том числе был запрещен и Великорецкий крестный ход. На пути крестоходцев под разными предлогами выставлялись кордоны и пикеты, но в Великорецкое люди правдами или неправдами ходили всегда.
В 1989 году был официально разрешен крестный ход в Великорецкое, да и то по короткому пути, от села Чудиново. Так было до 1993 года, когда крестный ход впервые пошел по своему историческому маршруту.
22.
Пока я делал свой обход вокруг церкви, осматривал ее снаружи, выискивал интересные ракурсы и только собирался зайти внутрь, как на моем пути выросла неизвестная старушка. Еще издалека она начала задавать мне вопросы, как это обычно делают любопытствующие местные жители.
23.
Быстро отделаться от бабульки мне не удалось, а каверзные вопросы не заканчивались. Допрос продолжался, пока она ковырялась с большим амбарным замком, висящим на воротах храма (бабушка оказалась приходским старостой). Время от времени взгляд ее становился колючим и проницательным, дознание велось со знанием дела, Галина (так она назвалась) стремилась выудить из нас все ценные сведения, но мы не сдавались.
24.
Наша миссия оказалась под срывом, ни один из операторов сотовой связи в Чудиново не функционирует, и у нас не было возможности связаться с бабушкиным вышестоящим начальством, а подозрительность ее росла.
В храм нас все-таки впустили, предварительно записав наши паспортные данные в специальную тетрадочку, и даже сделали вид, что поверили в наши добрые намерения, но на съемку был наложен строжайший и безоговорочный запрет.
25.
Пока Галина затапливала печи, на какое-то время я остался один в пустом зале. Странное ощущение: меня окружала настоящая старина и удивительная наполненность атмосферы, никакой пустоты и одиночества. Древность исходила от стен и почерневших икон, она как густой туман обволакивала, заполняя собой окружающее пространство. Словно неслышимая музыка проникала во все уголки храма, поднималась под своды, мягко окутывала образа и иконостасы, нереально преломляла солнечные лучи, проникающие сквозь оконные арки, заставляла оживать древние росписи и библейские сюжеты.
26.
В храме хранится главная реликвия месточтимая икона Чудотворный образ Всех скорбящих радости Божья Матерь.
Бабулька оставила меня одного, но предупредила, чтобы я даже не пытался фотографировать, потому что Богородица все равно не даст это сделать и добавила: " ... были попытки со стороны разных незадачливых фотографов снимать без разрешения, в итоге фототехника выходила из строя, а пленки оказывались засвеченными".
27.
Я не стал искушать судьбу, ведь наше путешествие только началось, да и появился прекрасный повод вернуться сюда еще раз, чтобы, соблюдая все правила и формальности, все-таки отснять храмовые интерьеры. К тому времени, возможно, и о церкви удастся собрать более полную информацию.
28.
В общем-то Галина оказалась душевной и вполне гостеприимной женщиной, предложила нас напоить чайком и объяснила, как добраться до Соловков (не Соловецкий монастырь, а следующее село, которое так и называется Соловецкое). Еще пригласила нас вместе с Чудиновскими паломниками принять участие в Великорецком крестном ходе, в общем, я согласен. Весь путь от Вятки до Великорецкого мне не потянуть, а преодолеть пару десятков верст от Чудинова и обратно, вполне осуществимо.
29.
Распивать чаи нам было некогда, напоследок мы пробежались по селу и отправились дальше. В числе прочих сельских чудес была замечена большая обезьяна или лохматый ленивец, повисший на жердочке и греющийся на солнышке.
30.
По оттаявшей дороге спешили мамочки с карапузами по направлению к детскому садику, разместившемуся в большом старинном особняке. Вдоль дороги выстроились такие же старинные, как и сам особняк, лиственницы, исполинские тополя и скрюченные от старости березы.
31.
Вся природа радовалась наступающей весне.
Соки земли ожили, потекли от корней вверх, добираясь до самых кончиков ветвей, насыщая жизнью почки и побеги, делая кроны берез ярко-розовыми, а ветвистые шапки тополей почти оранжевыми.
32.
Не дожидаясь тепла, распушилась верба, и мы накануне вербного воскресенья не удержались от того, чтобы не наломать ее веточек.
33.
Из обочин начали вытаивать необычные подснежники и брошенные эмалированные ведерки производства "Автоваз".
34.
За ближайшим перелеском цивилизация резко закончилась, и началась совсем другая Россия, большая и заснеженная, с оседающими хибарами вдоль дороги, опустевшая и разрушающаяся, но все равно прекрасная.
Наш путь лежит в село Соловецкое.