Ночью было свежо. Поднялся рано, принялся готовить завтрак и не спеша собираться. Скорый рассвет быстро отмыл окна. Солнце поднялось из-за сопок, словно воздушный шар. Небо расцвело синевой и опрокинулось в озерную гладь. Я плотно позавтракал, попрощался с хозяином, перебрался по мосту в пос.Йогач и через несколько минут подкатил к пристани. Мой катер "Биосфера 0-1-67502" — чистенький, умытый, нежно-голубого, под стать утреннему небу и озеру цвета. Капитан вскоре появился на палубе и показал, где мне расположиться.
Пока не приехали мои попутчики я любуюсь видами окрестных гор и застройками Артыбаша на противоположном берегу. Артыбаш и Йогач расположены по обе стороны длинного залива, который одновременно является истоком Бии. Будучи соединены довольно широким бетонным мостом, они воспринимаются как одно поселение. Само озеро протяженностью 70 км. Значит, наша поездка займет часа три. На деле оказалось дольше, поскольку дважды мы останавливались для высадки и осмотра природных достопримечательностей.
Послышался мотоциклетный рокот и живописная группа, человек двенадцать байкеров на красных BMW въехала на причал. По всему видно, что они уже проделали изрядный путь: их мотоциклы и одежда заляпаны грязью. Мы приветствуем друг друга. Оказывается, в группе американцы, англичане и австрийцы, крепкие, совсем не молодого возраста и среди них одна женщина. Они споро закатывают свои байки на корму и мы отчаливаем.
Сразу становится свежо и ветренно. Я достаю тонкий шерстяной свитер, ветровку. Здесь, на открытой воде чувствуется действительный бодрящий климат горного озера, и что весна еще не закончила своих дел на Алтае: по склонам гор среди леса видны снежники.
На катере с нами еще один попутчик до Балыкчи — мужичок, только что освободившийся из мест, как говорят, "не столь отдаленных", с характерными интонациями, жаргоном и понтомимикой, возбужденный и усталый одновременно.С первых минут он выложил мне краткое описание своей жизни и отправился спать в носовой кубрик.
Я знакомлюсь с Виктором. Он руководитель Барнаульского автомотоклуба "Горизонт" и нынешней интернациональной байк-группы. Это их ежегодный проект мотопутешествия по Горному Алтаю. Дальше мы будем двигаться одним маршрутом. Естественно, с разной скоростью:) Я расспрашиваю его о маршруте, меня интересуют две вещи — ориентирование и безопасность.
В тех отчетах, которые я изучал, готовясь к этому путешествию, встречались упоминания об эксцессах с коренным населением. Вообще безопасность с точки зрения взаимоотношений с людьми меня особо не беспокоит — в любых ситуациях можно договариваться и устанавливать приемлемые отношения. Это правило до сих пор всегда подтверждалось. В оценках других людей и обстоятельств, каждый человек обычно исходит из собственных предубеждений и ожиданий — и они, конечно же, оправдываются, еще больше укрепляя исходную посылку...
Виктор подтвердил, что эксцессы разной степени серьезности и по разным причинам здесь время от времени действительно случаются. Поэтому рекомендует без необходимости в деревнях не останавливаться и ночевки организовывать на приличном удалении. Что касается дороги — она здесь одна, заблудиться невозможно.
А как на счет диких животных? Не смотря на заметный рост интереса и посещаемости горной части Алтая, я действительно не представляю себе степень "дикости" этих мест. Главные же ненавистники велосипедиста, по-моему — деревенские собаки. Да простят меня собачники, на самый крайний такой случай я взял с собой баллончик жгучего перца (сразу скажу, что он так и остался без применения, хотя инциденты были). Про медведей мне еще в Артыбаше хозяин рассказал, что они давно отступили в более спокойные места, здесь для них уже слишком шумно...
Потом у меня завязывается разговор с одним из байкеров, австрийцем (не удержал в памяти его имя). Мы располагаемся с подветренной стороны — позади рубки, над машинным отделением. Общение с моей стороны происходит на вольном англо-немецком пантомимическом. Мой собеседник, как выяснилось, инженер автосервиса, листает разговорник и старательно выговаривает фразы по-русски.
А тем временем потрясающие по красоте виды разворачиваются по ходу и позади нашего движения. Особенно завораживает разлитая по всему горизонту необычайная синева: синева озера, синева панорамы дальних гор, отступая все дальше, они почти сливаются с синевой небес.
По пути сделали остановку на водопаде Корбу. И почему-то я не впечатлился. А вот прозрачность воды в озере — притягательная. Всякий раз, когда вижу чистую прозрачную воду, мне ее хочется пробовать. Вот и телецкая водица холодна и показалась мне вкусна необычайно, как ледниковая.
Водная часть пути закончилась. Попрощался с капитаном, с моими попутчиками. Мужичок шустро так покинул борт первым. Виктор подарил мне на память стикер с эмблемой своего клуба — я его наклеил на заднее крыло, став таким образом членом Барнаульского автомотоклуба "Горизонт".
Дорога оказалась вполне сносной, плотная, в основном сухая, среди развесистых и молодых тополей. Большие, оставшиеся от недавних дождей лужи, легко объезжаются. Мне приятно и легко было катить, не спеша, по-прогулочному, и слышать как слева от дороги шумит темный от паводка Чулышман.
Миновал Балыкчу, небольшой такой поселочек. Опять много смуглолицых детей по улице, несколько таких же женщин и мужчин у крыльца магазина. Кто-то не обращает внимания, некоторые смотрят с любопытством, кто-то улыбается. Я улыбаюсь и киваю в ответ.
Вскоре за Балыкчой деревья расступились и передо мной открылась широкая солнечная долина, место слияния Чулышмана и Башкауса.
Здесь мой маршрут забирает влево, пересекает Башкаус и идет дальше вдоль Чулышмана. Однако мне интересен Башкаус, и я решаю продвинутся вдоль его русла и встать на ночевку, а утром вернуться на маршрут.
Пойма Башкауса в этом месте подтоплена паводком и образует множество рукавов и островков. Я переобуваюсь в резиновые сапоги и без труда преодолеваю их, выбирая неглубокие места.
Наконец я выбираю место на берегу основного русла у двух сросшихся берез. Мне нравится, что я не тороплюсь. Сегодня, не считая воды, я преодолел всего 25 км. Остаток дня я провожу просто молча внимая бесконечному шуму воды, наблюдая, как движутся тени по противоположному склону. Под обрывчиком составляю из камней небольшой очаг, готовлю ужин и чай. Невероятная безмятежность охватывает меня. Погода установилась, совершенно нет комаров, и я наконец-то провожу первую ночь под открытым небом. Об этом мне мечталось задолго до начала поездки.
Утром я обнаружил, что вода заметно прибыла и почти подтопила мой вел. Значит снеготаяние в горах только набирает силу.
Изменился и рельеф водных рукавов и островков. Мои вчерашние броды углубились и я уже не без труда выбираю новые, чтобы не набрать в сапоги. Пересекаю по крепкому мосту Башкаус и спускаюсь в пойму Чулышмана. Кони и коровы даже не стреноженые пасутся свободно, я не встретил здесь ни одного пастуха. По-видимому, их утром выгоняют на свободный выпас и сгоняют только вечером. И правда, куда им деться "с подводной лодки!
День становится по-настоящему жарким. Ручьи и протоки, время от времени пересекают дорогу. Вода в таких бродах удивительно прозрачна и обманчиво скрадывает действительную глубину. Я попался на этот обман очень быстро. Ровное каменистое дно широкого ручья казалось совсем не глубоко от поверхности. Я собирался преодолеть его сходу, но не доехал даже до середины, быстро погрузился выше оси, потерял скорость и равновесие. Выбрался на другой берег развесил все на просушку и с удовольствием уже сам повторно выкупался в почти ледяном и хрустально чистом ручье.
Постепенно подъем стал становиться заметнее, а долина все больше походить на ущелье. Его скальные склоны подступили почти вплотную к реке, а она сама оказалась уже где-то внизу.В одном месте целый кусок дороги оказался смытым внезапным потоком со склона. Пришлось разгружаться и по бревну, осторожно, частями переправлять велосипед и вещи на другую сторону промоины.
К 18 часам я подошел к месту, откуда начинается знаменитый перевал Кату-Ярык. Отсюда не виден весь путь подъема и потому его трудно сразу оценить.
Подъем начинается резко и сразу. Я тащу груженый вел, делаю частые остановки. Где-то на середине пути встречаю одинокую печальную лошадь. Она какое-то время идет за мной следом, но вскоре остается. Весь подъем занял порядка двух с половиной часов и изрядно меня вымотал. Зато я получил удовольствие любоваться панорамой долины Чулышмана, что называется, с высоты птичьего полета.
Дальнейшие почти три часа я двигаюсь вверх по дороге, огибая лесистый склон хребта и не имея возможности встать на ночлег. Вдоль дороги плотный лес с сырой подстилкой, всюду текут ручьи — где-то вверху все тает и тает снег.
Наконец, уже в совершенной темноте я вырываюсь из этой чащи на какое-то необозримое во тьме пространство. Немного лунного света и звезд добавляют таинственность и особенное ночное очарование незнакомому месту. Я смертельно устал. Выхожу подальше на открытое пространство и под большим валуном быстро располагаюсь на ночлег: расстилаю коврик со спальником, достаю дополнительно пуховку, устраиваю в головах рюкзак-велоштаны. Забираюсь в спальник, с наслаждением допиваю с пряником купленную в Артыбаше бутылку кваса и засыпаю под звездами, чувствуя себя совершенно счастливым.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Сами, велосипеды, в свое время, вели за собой, сил ехать не было...)