Про Минск я в общих чертах знала, что в городе смотреть нечего, он весь отстроен при советской власти, а старых построек не осталось. Оказалось, что это в общих чертах так, но не совсем.
Старые уголки в Минске есть, и они очень симпатичные. Правда во-первых, они небольшие и буквально зажаты между бетонными монстрами. Во-вторых, представляют собой в значительной степени восстановленный новодел, причем аутентичные здания и реконструкции перемешаны. А в постсоветские годы, помимо новых построек, появились модные "малые формы", тоже очень симпатичные. Вот смесь всего этого, плюс чистота и простор создают достаточно противоречивый облик сегодняшнего Минска.
Нужно признаться, что я не люблю Сталинскую архитектуру, пожалуй, за исключением московских высоток. Поэтому монументальные ансамбли Минска нагоняли на меня тоску, и на фото их до обидного мало. А город при всем том понравился очень. Вот такой парадокс.
И все эти парадоксы и противоречия в ассортименте присутствуют на самой большой площади Минска — площади Незалежности (бывшая площадь, конечно же Ленина), про которую я расскажу сегодня. Вообще есть наверное что-то символическое, что главные площади бывших братских республик и называются одинаково, и застроены в чем-то похоже, и роль в новейшей истории выполняли сходную. Только вот тем, кто пришел на Киевский Майдан Незалежности, не соглашаясь с результатами президентских выборов в декабре 2004-го, удалось добиться своего. В Минске в декабре 2010 года все было совсем не так. Если уж продолжать аналогию, то в России ближайшая родственница этих площадей — Манежная: не только по ее роли в политической жизни, все три площади роднит наличие подземных торговых центров с выпирающими из-под земли полусферами.
Еще раз каюсь: основное здание на площади, дом правительства (1934-37), творение главного архитектора Минска Сталинской эпохи, Иосифа Лангбарда, я так и не запечатлела. Вместо него снятым оказался Педагогический университет, который впечатлил несколько больше.
На этой же площади находится собственно Университет, с симпатичными конструктивистскими двориками (они, правда на площадь не выходят), здание почтамта, гостиница Минск, горисполком, управление метро и что-то еще. В общем, из всего этого резко выбивается и превращает площадь из безликого нечто место не без некоторого шарма Красный Костел. Костел был построен в 1910 году минским дворянином Войниловичем в память о его рано умерших детях и официально называется в их память — Костёл святого Симеона и святой Елены. По легенде, умирающая дочка Войниловича нарисовала облик Костела, как она его видела, и именно по этому рисунку он и строился. Удивительно, но здание уцелело во время всех катаклизмов 20 века, в нем располагались и театр, и киностудия, и музей, а теперь — снова костел.
Рядом с костелом расположен памятник "Колокол Нагасаки" (2000г.), посвященный жертвам ядерных катастроф. На нем флаги Японии, России и Казахстана (Семипалатинск). Колокол был отлит по инициативе католической церкви Японии. Он является «двойником» колокола «Ангел», уцелевшего после атомной бомбардировки Нагасаки 9 августа 1945 г. В основании памятника заложены капсулы с землей из Иерусалима, из японских городов Хиросима и Нагасаки и из районов, пострадавших от Чернобыльской катастрофы.
От площади начинается проспект Незалежности, который в разные периоды истории носил название улица Захарьевская, Советская, улица Адама Мицкевича, Хауптштрассе, проспект Сталина, Ленинский проспект, проспект Франциска Скорины.