Про Кутну Гору сказано уже немало, поэтому все знают, что где-то в 1260 году на земельных владениях седлецкого монастыря были открыты месторождения серебра и к 1290 году в городе буйствовала "серебряная лихорадка".
В это время стали образовываться горняцкие поселки, один из которых назывался Cuthna Antiqua, что значит "старая монашеская ряса", от чего и пошло имя будущего города. Сама же Кутна Гора, в конце XIII века, объединив поселки шахтёров, получила привилегии королевского города.
В 1300-ом году немецкий император Альбрехт Габсбург потребовал закрытия кутногорских шахт или выплаты 80000 гривен серебра (1 гривна — 253 г). Дабы подкрепить свои притязания, он безуспешно осадил Кутна Гору, и через три года снова повторил безуспешную попытку. Ведь горняки сохраняли верность чешскому королю. Но эти события ускорили рост городских укреплений, что в свою очередь, вместе с ростом экономической мощи способствовало строительству красивых соборов и благоустройству домов.
Рост благосостояния продолжался до 1420 года, когда начались гуситские войны. Кутна Гора стала на сторону противников гуситского движения и местом лагеря войска императора Сигизмунда или по-чешски Зикмунда, призванного с целью подавления гуситов. Кутногорским серебром оплачиваются войска наёмников и кутногорские шахты становятся свидетелями расправы над гуситскими священниками.
После проигранного сражения за Прагу на Витковой горе 14 июля 1420 года войска крестоносцев отступают и годом позже гуситы сжигают и разрушают красивейший седлецкий монастырь.
После гуситских войн Кутна Гора оказывается полуразрушенным, сожженным городом с затопленными шахтами. Также положение усугубило бегство богатых немецких жителей, основа горнодобывающей промышленности.
Второй этап расцвета города начался в 1471 году, когда в кутногорском Влашском дворе был избран чешским королём Владислав Ягеллонский. Во время его правления Чехия высвобождается из изоляции, в которую попала в период гуситских войн. В это время строятся пышные позднеготические сооружения и возобновляется строительство собора святой Барбары, начатое ещё в 1388 году.
Но всему приходит конец: рудные жилы опускались всё глубже и с техникой того времени за ними уже нельзя было следовать. Заканчивается добыча на шахте "Осёл", бывшей на тот момент самой глубокой в мире — 500 метров. А в августе 1547 года прекращается чеканка пражского гроша, одной из самых популярных монет средневековья, выпуск которой в Кутна Горе начал Вацлав II ещё аж в 1300 году. В результате этого кутногорский шахтный район начинает приходить в упадок. Дальнейшие удары по экономике наносят повышенная добыча серебра в Германии и колоссальный приток его из Америки.
Последней каплей стала тридцатилетняя война, разорившая в очередной раз город, когда-то соперничавший с Прагой, и после которой он уже никогда не оправился.
Итак, вот в этот город мы и отправляемся. Нам, поселившимся в отеле "Chopin", напротив главного вокзала Праги, самым удобным способом добраться до Кутна Горы является вариант по железной дороге.
Но есть пара моментов, которые надо прозондировать заранее. Несмотря на то, что Кутна Гора город очень небольшой, но его достопримечательности разбросаны на относительно значительное расстояние. Главный вокзал Кутна Горы находится в пригороде, именуемом Седлец и ранее бывшем самостоятельным поселением. Отсюда, со станции: Kutna Hora-Hlavny Nadrazy до станции Kutna Hora-Mesto ходит паровозик из одного вагончика, который подогнан по расписанию и ждёт под парами прибывающий из Праги поезд, чтобы отвезти народ в центр. Но... здесь же, в Седлеце, в пятистах метрах от главной жд станциии находятся два из трёх туристических must visit places, ради которых мы туда и едем: часовня Всех Святых с костехранилищем и собор Воскресения Девы Марии, а собор святой Барбары расположен в дальнем конце самой Кутна Горы, примерно в трёх километрах от станции Hlavny Nadrazy.
Поэтому я рассматривал три варианта прогулки:
1. Доехать до главного вокзала, пройтись до Костницы и собора Воскресения Девы Марии, а дальше в центр города каким-нибудь способом: пешком или автобусом, смотря по погоде. И в свою очередь, каким-нибудь способом обратно до главного вокзала и в Прагу.
2. Доехать до главного вокзала, потом сразу на паровозике в центр и начать прогулку с собора святой Барбары и потом двигаться в сторону Костницы. Но подумалось, что неизвестно, какое впечатление произведёт Костница, ведь с нами женщины и дети, а она тогда будет завершающей. И возвращаться в Прагу хотелось на позитиве, поэтому этот вариант отбросил.
3. Аналогично п.1, но обратно поехать в Прагу на автобусе. Автостанция находится в центре Кутна Горы, т.е, не придётся добираться до главного вокзала.
В основном из-за того, что в Чешский тур с нами, как наиболее опытными отправились ещё три семьи, впервые выбравшиеся за границу, мы выбрали пункт 1, как самый простой.
Итак, главный вокзал Праги, билетная касса, распределяемся по окошкам, потом сравниваем билеты: у меня два взрослых-один детский-туда-обратно — 403 кроны, у мистера McD — 412. Почему? Мне кассир, как и остальным, выбила до главного вокзала Кутна Горы, ему же — до Кутна Гора Место. Как видите разница ничтожно мала, так что выбор за вами, как поступить при путешествии общественным транспортом.
Ну вот начнём прогулку. Навес на жд станции Кутна Горы встречает намекающим, что будет страшно, шрифтом.
На соседней ветке стоит тот самый красный паровозик, который ждёт мистера McD с семьей, и который с тоской подсчитывает убыток семейного бюджета в 8 крон. :) А мы проходим под навесом здания станции, где все вновь прибывшие фоткают карту города, хотя чем она поможет на экране девайса, непонятно. Я же карту заранее распечатал, чтобы не плутать.
Идём после вокзала направо, через сто метров налево, и вскоре появляется территория какой-то малоизвестной табачной фабрики. Ни в коем случае не реклама, сам никогда не курил, так, в качестве ориентира. И за ней уже проглядывается шпиль собора Воскресения Девы Марии.
Полное название собора по чешски звучит как: Kostel Nanebevzetí Panny Marie a svatého Jana Křtitele. Как понимаю, Собор Успения девы Марии и святого Иоанна Крестителя.
Немного истории: на месте древнего романского храма, построенного в 1142 году, был заложен новый костёл в традициях северофранцузской готической архитектуры, и который строился с 1280 по 1320 годы. В 1421 году гуситские войны не пощадили собор и он был сожжен и разрушен и лишь в конце XVII — начале XVIII веков началось его восстановление под руководством пражского зодчего Павла Баейра, а потом Яна Сантини Аихла. При замене обрушенного свода Сантини вдохновлялся сводами собора святой Барборы и стиль его обозначается как готическое барокко.
Посещение собора обойдётся в 50 крон, но если сразу купить билет на посещение трёх мест: Девы Марии, Костницы и св.Барборы, то общий выйдет в 130. Зайдём и мы. Собор светлый, тихий, толпы туристов его не посещают, ведь в первую очередь организованные группы везут в Костницу.
Теперь, зарядившись благостным настроением отправляемся в Костницу или, как правильно, в Кладбищенский костёл Всех Святых с костехранилищем.
Скажу сразу, не все решились туда зайти. Особо впечатлительные благоразумно остались греться на солнышке. Но, на мой взгляд, наверное, чтобы проникнуться значимостью места, надо бы побыть там в одиночестве. Но сейчас это было трудновыполнимо. Смотрим, выгружается большой экскурсионный бус, думаем переждём минут десять, пока народ насмотрится, но тут же подъехал следующий, а за ним и ещё. И это как бы конец марта, ещё не сезон, так что повтыкав в магнитики с черепами в сувенирном магазине перед костелом, чтобы хоть как-то рассосались туристы, спустились вниз.
Скажу честно, шорканье толпы туристов, постоянные со всех сторон вспышки не дают осознать в полной мере масштаб творения и количество упокоённых.
Хотя уже много писали о том, как, для чего всё это затеяно, но раз уж у меня были выше исторические справки, то:
В 1278 году аббат седлецкого цистерианского монастыря Йиндржих привёз горсть земли с Голгофы и рассыпал её по кладбищу аббатства. Таким образом земля кладбища стала частью Святой земли и место быстро стало очень популярным для захоронений. Хоронили умерших не только в Чехии, но везли и из Польши, Баварии и Бельгии. Эпидемии чумы в XIV веке сильно увеличили кладбище и около 1400 года в центре кладбища был построен готический собор с усыпальницей. Усыпальница должна была служить местом для складирования костей, извлечённых из могил, поскольку места на кладбище не хватало. Освободившееся место могло быть использовано для новых погребений. Гуситские войны также внесли свою лепту и только после них площадь кладбища стала постепенно сокращаться. В начале XVIII века Ян Сантини, работавший над собором Успения девы Марии, перестроил и Кладбищенский костёл Всех Святых в стиле барокко и таким мы его сейчас и видим.
В 1784 году реформы императора Иосифа II добрались до Кутна Горы и костёл и монастырские земли купила семья Шварценбергов. И уже в 1870 году Шварценберги наняли резчика по дереву Франтишека Ринта (František Rint) для того, чтобы он привёл в порядок груду сложенных костей. Он проявил недюжинный креатив и результаты его труда говорят сами за себя. По замыслу создателя, это произведение должно напоминать о бренности человеческой жизни и о незыблемом факте смерти. Вот так вот. Но как я уже сказал выше, надо бы оказаться здесь в тишине и одиночестве, чтобы прочувствовать замысел Франтишека Ринта.
Ну вот теперь надо пройтись, подышать и порадоваться солнцу. Костница бодрит и поэтому пара километров до центра города преодолеваются легко и просто. Пройдя совсем немного, увидите круговую развязку, слева будет... опять же, ни в коей мере не реклама, но как не сфотографировать. :)
Нам же всё время прямо по ничем ни примечательной улице Масарикова:
Масарикова переходит в улицу Na Nameti, слева остаётся вот такой ориентир:
И поворачиваем направо на улицу Tylova, где понимаем, что чех и словак — братья навек. Наверное. Просто хочется так думать:
Тylova выводит нас прямо в центр, на площадь Палацкого. Пройдя ещё немного вверх по Husova открываются два вида. Налево, через небольшой переулочек, на приходский храм св.Якова, построенный в 1330 году.
И направо, на чумной столб, изготовленный в 1714 году в мастерской Франтишека Баугута, автора скульптур, установленных перед иезуитским колледжом.
Пройдя небольшую площадь за чумным столбом, слева вы увидите Каменный дом или дом Прокопа. Дом был построен ещё в догуситские времена и с тех пор сохранились просторные подвалы и вся его первоначальная компоновка. В 1489 году мастер-каменотёс Брикци из Вроцлава по заказу богатого предпринимателя в области добычи серебра Прокопа Кроупы щедро украсил фасад дома. В конце XIX века дом стал имуществом города и после реконструкции 1901 года приобрёл настоящий вид. Сейчас здесь расположен музей с экспозицией "Королевский шахтёрский город Кутна Гора — мещанский быт и культура XVII — XIX веков".
Возвращаемся на улицу Husova, немного вверх и перед нами ещё один шедевр средневекового зодчества — каменный водоём. В средние века Кутна гора испытывала трудности в обеспечении населения питьевой водой. Вода приводилась в город сначала по деревянным трубам, потом по трубопроводу из обожженной глины в специальные резервуары, где её потом брали люди. Вот возле одного такого резервуара в 1493 году была построена двенадцатистенная каменная призма, украшенная богатым узором резного кружева. Что демонстрирует стремление жителей представить себя и город в наилучшем виде.
Так, потихоньку, повернув от водоёма на улицу Rejskova, подбираемся к собору святой Барборы. Сначала уткнулись в стройку, оказалось, идёт реконструкция двора иезуитского колледжа. Спрашиваем у рабочих, как можно пройти к собору. Примерно-понятый ответ, по чешски разумеется:
— А, к Барборке. Здесь идите, так быстрее.
Так и прошли, парадный вход, к сожалению ремонтируется.
Строительство собора св.Барборы стало результатом борьбы кутногорских жителей и седлецкого монастыря за собственное духовное самоуправление. В 1388 году было начато строительство собора, большей частью под шефством шахтёров, поэтому он был посвящён их покровительнице святой деве Варваре или Барборе. Собор своей пышностью должен был равняться пражскому кафедральному собору святого Вита, однако вследствие вышеописанных событий работы несколько раз прерывались и завершились только в 1905 году, спустя более чем пятьсот лет.
Богатая Кутна Гора в то время старалась соперничать с Прагой, поэтому для проектировки собора приглашают Яна Парлержа, сына Петра Парлержа, великого архитектора, строителя Карлова моста и собора святого Вита. Вот почему неслучайно сходство архитектуры этих храмов.
После, ещё два архитектора оставили свой след в истории строительства храма.
Матиас Рейсек — член цеха каменотёсов, отличный зодчий и декоратор, автор Пороховой Башни прибыл в 1489 в Кутна Гору для работы над собором. Он перекрыл храм сетчатым сводом, завершил строительство трифория и дополнил собор множеством каменотёсных деталей.
После смерти Рейсека в Кутна Гору прибыл Бенедикт Рейт, автор Владиславского зала, самого большого церемониального помещения средневековой части Пражского града. Его почерк виден в кружальной части свода собора св.Барборы
Пройдёмся по собору. В первую очередь, главный алтарь храма — тайная вечеря.
Теперь можно выйти на улицу и со смотровой площадки окинуть город и иезуитский колледж с искусственной террасой перед ним.
Терраса украшена двенадцатью скульптурными группами святых, работы Франтишека Баугута, автора чумной колонны, которую мы видели раньше.
Ну и напоследок, нам осталось понаблюдать за съемкой местного свадебного фотосета:
И пройтись по узкой романтической улочке Ruthhardska, в поисках ресторации "Дачицкий Пивовар", после чего со спокойной душой, сытым желудком и уставшим телом отправиться в Прагу.