Наутро я проснулась как новенькая – будто вчера и не умирала на ходу. Что это было – так и осталось загадкой. Прежде всего, мы сходили на автобусную станцию, – настало время опробовать знаменитую компанию СТМ, — и купили билеты до Шефшауена. Два билета – 140 Dh, плюс еще 5 взяли при посадке за багаж.
Затем, с новыми силами и решимостью, мы вновь отправились в медину. На этот раз решили начать с другого конца – с андалузского квартала, поэтому взяли такси до ворот эль-Фтух. Здесь карты из обоих путеводителей оказались бессильны, и мы немного поплутали в совершенно нетуристических и неторговых улицах.
Андалузский квартал — один из старейших районов города, он появился, когда сюда в начале IX века бежали 8 тысяч мусульманских семей, изгнанных из Кордовы. Царившее здесь когда-то оживление вместе с туристами переместилось на западный берег разделяющей медину реки, а тут идет обычная повседневная жизнь.
Андалузская мечеть когда-то обладала не меньшим значением, чем Кайруанская, а теперь это главная мечеть только данного района. Современный облик она приобрела в XIII веке.
Обойдя ее вокруг, мы находим вход в Андалузское медресе, построенное в 1321 г. и считающееся третьим по красоте после Бу-Инании и медресе Эль-Аттарин, куда мы не попали из-за ремонта. К сожалению, медресе гораздо хуже отреставрировано, чем виденные нами прежде, и производит впечатления запущенного.
Как ни странно, похоже, в бывшем общежитии для студентов до сих пор живут люди. Вход туда закрыт, но мы видели их из окон напротив и даже почти познакомились с двумя местными жителями.
С другой стороны, можно подняться во внутренние помещения и выглянуть во двор.
Повседневная жизнь не означает полного отсутствия торговли.
Здесь можно встретить такую же красоту, как в Марракеше.
И тут же не слишком чистые дворы, где живут полчища котов.
И вот такие темные и, на взгляд, не слишком надежные переходы.
Мы догуляли до моста через реку, которая отделяет город андалузских беженцев от города беженцев из Кайруана, что сейчас в Тунисе. Там мы уже были вчера, и там же находится большинство основных памятников. "Перила" моста, если можно их так назвать, намного выше человеческого роста — в целях ли безопасности, или чтобы не пугать туристов видом реки, — кто знает. Нас, понятное дело, это не смутило: кто-то подпрыгнул и подтянулся, кого-то подняли и подержали :) Надо сказать, что открывшееся нам зрелище вполне объяснило желание местных властей его спрятать: страшно подумать, что воду из этой реки могут использовать в каких бы то ни было целях. Я даже подумывала не показывать эти фотографии, чтобы не испортить светлый образ Марокко, но потом решила, что из песни слово выкидывать негоже.
Дальше мы старались идти куда глаза глядят, — настроение и состояние было заблуждательное.
Правда, туристические звезды не давали разгуляться адреналину.
Все попытки заблудиться привели к тому, что мы без всяких усилий вышли к еще одному интересовавшему меня месту — медресе Эль-Шерратин (El-Cherratine) конца XVII века. В нем мне понравилось чуть ли не больше всего — мы были там совсем одни.
Медресе построено по тому же принципу, что и более ранние, меренидские, но не имеет такого количества узорчатых украшений и выглядит гораздо строже.
Хотя кое-что есть и здесь.
Снова можно побродить по внутренним дворикам и лесенкам,
позаглядывать в световые колодцы,
повыглядывать из окон наружу
и на центральный двор.