В Барселоне, столице испанской провинции Каталония, есть здание, которое с незначительными перерывами возводят уже 130 лет. Но все когда-нибудь кончается. Заложенный в 1882 г. грандиозный Собор Святого Семейства — по-испански Саграда Фамилиа — мало-помалу приобретает вид завершенного творения. Того, каким его задумал один из величайших архитекторов XX века Антонио Гауди. Заказ на строительство, точнее на его завершение (начал возводить собор другой архитектор), Гауди получил, когда ему едва исполнился 31 год. На его счету тогда была всего одна постройка — цех для отбеливания хлопка.По легенде, председателю Общества святого Иакова, которое выступало главным заказчиком собора, однажды приснилось, что Саграда Фамилиа возведет блондин с голубыми глазами. Как понимаете, среди испанцев голубоглазых блондинов не так уж много, поэтому, когда увидели Гауди, сразу поняли: это тот самый человек.
На самом деле заказчики остановили свой выбор на Гауди, скорее всего, из соображений экономии — маститый архитектор обошелся бы им значительно дороже. Однако работодателей ждало разочарование — уже в первые годы смета была превышена многократно. Гауди приступил к работе, не имея готового проекта. Он вообще предпочитал импровизировать на строительной площадке. По-другому архитектор работать просто не мог.
Гауди создавал конструкции, казавшиеся его коллегам невозможными. Только через десятилетия после смерти архитектора, уже в компьютерный век, было доказано — инженерные решения, к которым Гауди пришел интуитивно, полностью отвечают законам механики. Современники Гауди были уверены, что свод непременно рухнет. Уникальные конструкции, на которых покоятся своды Собора Саграда Фамилиа, — железобетонные колонны, облицованные базальтом, песчаником или гранитом. Эти конструкции придумал еще сам Гауди. Колонны уходят в глубину под землю на 20 метров, а в высоту достигают 70 метров. Каждая из них может выдержать семибальное землетрясение и порывы ветра до двухсот километров в час.
7 июня 1926 г. в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. Лишь одно событие омрачило тот праздничный день — через несколько часов после открытия движения под колеса вагона попал какой-то нищий старик. Его отвезли в больницу, где он вскоре скончался. Тело уже собрались отправить в общую могилу. И одна из сотрудниц госпиталя опознала тело. Это был Гауди. Похоронили архитектора в крипте Саграда Фамилиа — собора, который он считал главным делом своей жизни. Гауди понимал, что у него вряд ли хватит времени, чтобы завершить строительство собора. Поэтому он в последние годы отступил от своего принципа и стал делать эскизы и чертежи для тех, кто придет после него. Много было споров, следует ли продолжать строительство. Победили те, кто считал, что оставить творение мастера незавершенным — значит предать его память. Многие в Испании считали кощунством вмешиваться в замысел гения. "Это все равно, что приделывать руки статуе Венеры Милосской", — возмущался архитектор Хосе Асебильо. Сальвадор Дали высказался еще категоричнее: "Предательством по отношению к Гауди было бы достраивать собор... Лучше оставить его торчать посреди Барселоны огромным гниющим зубом".
Так или иначе, но строительство продолжается до сих пор....
.