Сейчас идет Великий пост, и, что удивительно, в каждом кафе или ресторане Юрмалы, да и Риги, вам предложат постное меню! Удивительно потому, что я совсем не ожидала, что в Латвии такое количество православных. Так было не всегда.
В начале XVIII века Швеция, захватившая к тому времени часть территории края, потерпела поражение в войне с Россией. Рижский магистрат, немецкое дворянство и бюргерство приняли присягу на верность России. Но отношение к православию в Балтийских губерниях не стало более благоприятным. Петр I, вернув немцам все привилегии, закрепил за ними на последующие полтораста лет полное господство во всем. Гонение на православие усилилось! И только в 1850 году была основана Рижская епархия. А в начале шестидесятых годов начинается обсуждение вопроса о строительстве православной церкви на Рижском взморье.
Первые действия предпринял окружной интендант Макшеев, который в 1864 году подал докладную записку генерал-губернатору Риги барону фон Ливену: «Многие лица, проживающие в летнее время в местечке Дуббельн (нынешние Дубулты), не раз выражали желание устроить там православную церковь, ибо туда каждое лето стекается несколько тысяч человек с их семейством, из коих не малая часть православного вероисповедания. Они в продолжение лета лишены возможности присутствовать при богослужении».
Барон фон Ливен поставил на докладной резолюцию: «С искреннейшим удовольствием изъявляю свое согласие».
Участок земли под церковь был выделен по распоряжению Прибалтийской палаты государственного имущества. Постройку взял на себя купец первой гильдии по фамилии Ломоносов. А опекой и контролем стало заниматься Петро-Павловское братство, основанное при рижском Петро-Павловском кафедральном соборе (ныне зал Ave Sol).
В 1867 году храм был построен, архиепископ Рижский и Митавский Платон освятил его во имя равноапостольного великого князя Владимира.
Первые десятилетия службы в церкви совершались только в летний период. Постоянного священника не было, как и не было постоянного прихода. Только с 1902 года богослужения здесь стали совершаться в зимнее время (два раза в месяц). В эти дни в храме собирались до 150 человек. А начиная с 1906 года службы стали совершаться ежедневно. Проходили они на церковнославянском, латышском и немецком языках.
С 1897 по 1900 год при Свято-Владимирской церкви работала церковноприходская школа. Интересно, что большую часть учеников составляли лютеране (сорок семь человек из пятидесяти семи). А после того как школа закрылась, лютеранский барон Альфред Викторович Мирбах (тогдашний глава дуббельнской полиции) взял на себя все расходы по ремонту храма и примыкающих к нему церковных зданий.
Дуббельнская церковь пережила Первую мировую войну, революцию, смены властей. И осталась цела. В 1943 году при храме был открыт приют для детей-беженцев. Их родители были либо расстреляны, либо сожжены в немецких лагерях смерти.
В 1944-м в церкви взломали ставни, разбили стекла. Всю утварь и иконы пришлось временно перевезти в эдинбургскую Казанскую церковь, которая находилась на территории нынешнего Дзинтари и относилась к уникальным памятникам православного деревянного зодчества. В 1962 году по решению латвийских властей эту церковь буквально за сутки уничтожили, а все ее имущество перенесли в дубултский храм.
Cреди самых почитаемых икон храма — икона Пантелеймона-целителя в серебряном окладе, старинный образ Николая Чудотворца, икона Серафима Саровского и недавно написанный образ блаженной старицы Матроны Московской.
Правый и левый приделы церкви украшают уникальные живописные иконы, перенесенные из упомянутого выше разрушенного храма в Дзинтари, — Господа Вседержителя, Воскресения Господня, архангелов Михаила и Гавриила, Казанская икона Богородицы.
Есть в Свято-Владимирском храме и очень редко встречающиеся в других латвийских храмах иконы святых угодников — Феодосия Черниговского, Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, Ольги, Нины, Валентина, Екатерины, Татьяны, Константина и Елены.
Образ святого князя Владимира находится в царских вратах.
Фотографировать в церкви запрещено. Внутри она уютная, почти домашняя, с деревянными полами, свежими цветами. Очень располагает к себе. А иконы, действительно, уникальны! Похожих на многие из них, я никогда не видела. Впечатляют серебряные оклады некоторых образов.
К сожалению, на данный момент в Юрмале только два православных храма! Но ведутся разговоры, вполне конкретные, о том, чтобы на месте разрушенной церкви в Дзинтари, построить новый храм! И в местечке Каугури тоже вроде бы собираются затеять строительство.