Храм Воскресенья Христова, известный больше как Храм Гроба Господня — важнейшая из христианских святынь. Это, пожалуй, главный центр притяжения приезжающих в Иерусалим паломников и туристов. Он возведен, как известно, на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос.
Построенный ещё в 335 году по инициативе матери императора Константина Великого — Елены, Храм за свою многовековую историю неоднократно разрушался, перестраивался, переходил под власть то христианских, то мусульманских правителей. Ну а в том виде, в котором он существует сейчас, Храм был отстроен в 1810 году после сильнейшего пожара.
Впечатления от посещения этого места у разных людей значительно отличаются: от религиозного экстаза до холодной констатации посещения очередной достопримечательности Святой Земли.
Моё восприятие святыни имело гораздо меньшую амплитуду, но значительно разнилось при первом и повторном посещении, которые разделяли всего несколько дней.
Первое посещение, совпавшее с празднованием Рождества, эмоционально не потрясло. Я пробовал, рефлексируя по этому поводу, объяснить себе это обстоятельство.
Если размышлять в мистическом ключе, то, возможно, это было связано с не совпадением места, где свершались события Священного Писания (распятие, погребение, воскресение Христа), с празднованием в тот день иного события — Рождества Христова. Тогда следовало, по логике вещей, быть в Вифлееме, что не удалось по вполне уважительной причине.
Однако, скорее всего, всё объяснялось причинами гораздо более прозаическими: дрянным самочувствием в связи с нагрянувшей на меня простудой и огромным наплывом людей (что я с трудом переношу). Вполне, впрочем, понятным для такого Дня.
Другое дело — повторное посещение. Не могу сказать, что Храм потряс меня в архитектурном смысле. Я немало видывал культовых сооружений значительно более крупных и художественно совершенных. Однако здесь присутствует некая мощнейшая энергетика, способная необъяснимым образом зажигать Благодатный огонь в Великую Субботу, и, главное, освещать светом Веры и Надежды сердца приходящих в Храм людей.
Сколько возникало разного рода сомнений в том, что важнейшие евангельские события происходили именно здесь?! Каких только "научных"открытий не появлялось в этой связи?! Думаю, притягательность этого места никоим образом не будет уменьшена даже при появлении неопровержимых доказательств об ином местонахождении казни и воскрешении Спасителя, так как никакие научные факты не могут стать вровень с многовековой верой миллионов людей, приходивших и приходящих ныне в этот Храм поклониться месту, где Спаситель нёс нечеловеческие страдания во искупление наших грехов.
Единственное, что смущает и даже возмущает, так это тот факт, что Храм до сих разделен между шестью конфессиями христианской церкви, каждая из которых имеет свои приделы и время для молитв. Воистину, нельзя не подивиться, что священники, верующие во Христа, не могут найти общий язык в отношении общей святыни. Что ж остаётся пастве?!
Ну а мы, простые смертные, невзирая на конфессиональные различия (они неуместны, на мой взгляд, особенно здесь), стремимся к этому священному месту, чтобы ощутить сопричастность великой жертве Христа во имя нас, грешных.