От Мериды до Ушмаля всего ничего. Часа полтора на хорошей скорости и вот уже появляется развилка с указателем «Uxmal». Входные билетики на уже традиционные 120 песо, вертушка на входе и доброжелательные охранники с компостером наперевес.
--- Welcome! --- и мы на территории ритуального комплекса.
Да, да. Я не оговорился. Ушмаль, это не город, не поселение, а именно комплекс зданий, предназначенных для проведения всяческих ритуальных обрядов. Жить на его территории было просто невозможно. И отнюдь не по причине особой мистической злобности богов. Проза жизни диктует свои условия. Здесь нет природных сенотов. А человеку без воды «и ни туды, и ни сюды». Даже в современных условиях, в той паре мотелей, которые расположены на подъезде к зоне, вода в кране появляется по часам. Утром и вечером. А представьте себе, какая это была проблема в древние века. Особенно если учесть, что водовозок не было, ибо колёса, как транспортные средства, не использовали. У меня возник вопрос:
--- А как же жрецы? И прочий обслуживающий персонал?
--- Так приносили воду с собой. И оставались только до тех пор, пока жажда не начинала душить. А потом собирались и шли домой. Были ещё, правда, цистерны, в камне вырубленные. В них собирали дождевую воду. Но в сухой сезон от таких бочек всё равно было мало толку.
Прошли билетный контроль. Сотня, а может и другая шагов и мы упираемся в грозную пирамиду. Архитектура уже иная, чем в Чичен Ице. Три уступа. Маленький вверху, побольше посерёдке и самый большой в основании. Выделяющаяся и выступающая лестница в небо, к вершине древнего мира. Более грубая и более массивная работа, чем у пирамиды Кукулькана. И более впечатляет и своими размерами, да и той же самой грубостью впечатляет… Обошли пирамиду с другой стороны. Там не всё так гладко. Разруха! Денег на реставрацию, видать, выделяют не много. Центральный фасад подмазали, а до тыльной части вдруг не каждый турист доберётся?
Перед поездкой много читал про сии места. Если учесть, что реальных фактов очень мало, то всё, что известно обильно сдабривается мистикой. Например, одно из изданий пишет о течении энергии в различных майянских городах. Утверждают, что территория Чичен Ицы «заставляет посмотреть на вторую сторону монеты». Там плохая энергия и человек сильно устаёт, долго находясь на её земле. Зато здесь в Ушмале энергия солнечная и исключительно положительная. Если верить этим словам, то бегать по тутошним ступеням мы должны были с грацией молодых горных козочек и козликов. И вот я уже прислушиваюсь к своему престарелому организму, как там с течением энергии по жилам и нейронам? Бодрость духа, грация и пластика? Ничего не услыхал! И лишний раз убедился, от книг только один вред… Но старые майя тоже умели сочинять. Да еще как! Вот, например, миф о создании этой самой пирамиды, у основания которой я делал попытку лицезреть самого себя изнутри.
Жила была женщина. Колдунья. На лицо ужасная, добрая внутри. Причём сила её была такова, что она могла даже смерть заставить уйти. У правителя Ушмаля умирал сын. Вызвали её в качестве скорой помощи. Сказка есть сказка. Всех спасли... Возвращалась она обратно через лес и нашла ребёнка. Маленького и уродливого. Помните, она была добрая и страшная. Ребёночка взяла, жизнь божью спасла, на мордочку сильно не смотрела.
Прошло время. Все выросли. Красивый и вредный, как все олигархи сын правителя стал правителем, а карлик остался карликом. Мелкого, понятно, все дразнили. Но колдунья ему всегда твердила:
--- Не плач сынку, быть тебе вождём Ушмаля.
И вот однажды подзывает колдунья сына и говорит:
--- Иди во дворец, и проси, чтобы тебе отдали место правителя.
Ни меньше, ни больше. Карлик пошел. Поднимается во дворец, там пьянка. Гости сидят, жрут и общаются. Ну, карлик выдал свои требования. Над ним поржали, дали кусок кукурузы в зубы и отправили домой.
На следующий день мать его опять отправила во дворец.
--- Иди, и проси власть, тебе принадлежащую.
Правитель, понятно уже рассердился.
--- Это первый раз по приколу было. А теперь ты обнаглел. Я тебе могу и голову отрубить. Но помня, кто его мать, согласился дать карлику испытание.
--- Сделай, --- говорит, --- то, что до тебя ещё никто не делал!
В сказках джинам и колдунам всё под силу. И наутро возникла пирамида из ниоткуда. Та самая, большая и красивая.
Что стало с карликом? Само собой правитель просто так не сдавался. Пришлось его палкой по башке лупить, отчего он в прах рассыпался. И, как и во всех романтических балладах, победили те, кто знался с нечистой силой.
А что происходило на самом деле? Слово «Ушмаль» переводится как «трижды построенный». Скорее всего, именно так и происходило. И саму пирамиду эту строили с четвёртого по девятый век нашего времени в несколько этапов. Возвели храм. Прошло время. Пришло следующее поколение строителей. Из развалин сделали подножье, платформу, а сам домик перенесли повыше. И так три раза подряд. Вполне убедительно и правдоподобно. Последний раз реконструкцией занимались в 900-х годах нашей эры. Для сравнения хронологий, в наших землях в ту пору Русь крестили.
За пирамидой Прорицателя, как и во всех ритуальных местах Юкатана есть поле, для игры в мяч. И еще непонятная площадь, со всех сторон трибунами огороженная. Похожа на стадион. Но испанцы её голубятней прозвали. Для тех, кто русским языком владеет только в его молодёжном варианте, поясняю. Голубятня, произошла от названия одноимённой птицы, и к гей тусовкам никакого отношения не имеет. Просто на острых шпилях строения любят птицы сидеть, и ничего более.
Но самый офигенно красивый вид на окрестности открывается с холма, где стоит Дворец Правителя. Сам холм, природная возвышенность. Взглядом с него можно охватить всё окружающее пространство. Вокруг, куда глаз не кинешь, зелёное море сельвы вокруг. И только близлежащие пирамиды торчат жестко, строго и конкретно. Поднимаются ввысь из окружающего их леса.
Дворец Правителя. Строго прямоугольное здание, занимающее всю вершину холма. Желто-розового цвета. И рисунки какие-то непонятные на облицовочных плитах накулёманы. Невесть что, но уж больно на свастику похоже. Обращу внимание читателя, свастика к фашистам как таковым отношения никакого не имеет. Этот знак всю жизнь, задолго до них просто обозначал солнце. А уж чего чего, но солнца здесь предостаточно.
На этом же холме красуется ещё одно строение. Храм Черепахи. Но если Дом Правителя большой такой прямоугольный амбар-элеватор, то черепаший домик маленький такой в сравнении с ним кубик-сарай, притулившийся с самого боку. Бедный родственник богатого дяди! Но фамильная родственная связь прослеживается, потому как масть одна. Цвета одного, то есть, обе постройки.
На примере Ушмаля можно смело защищать диссертацию на тему: «Нужно или нет реставрировать творенья старины глубокой?» Едва спускаешься с холма, как справа по борту стоит огромная такая насыпь из булыжников, битого кирпича и прочих отходов строительного производства. Причём свалка эта явно многовековая и корни деревьев проросли сквозь неё, сцементировали основание, и теперь это просто холм конусной геометрии. Походу видно, что когда то здесь стояла очередная пирамида. Да только годы и природа сотворили своё черное разрушительное дело.
Но с одной из четырёх сторон за дело взялся человек современной формации. И вместо дикой насыпи камней появились ступени, ведущие ввысь, к небу, к солнцу. По ним теперь можно даже пройтись, и даже вскарабкаться на верхотуру и крикнуть с вершины своё послание к миру… На вопрос:
--- А как узнали, что в древности всё было именно так? --- ответили невнятно, с явным сомнением в голосе:
--- Описали камни, загрузили в компьютер, и получилось то, что получилось!
Но ей-ей, я в это не верю. Скорее всего было так: современный главнокомандующий этой зоной пришел к современному архитектору и дал приказ:
--- Будем восстанавливать, благо деньги от правительства пошли.
Архитектор в своём разумении за пару дней и ночей нарисовал чертёжик, мысленно ставя себя на место древнего прораба, и выдал на гора проект реконструкции. Дальше бульдозерами и прочей строительной техникой расчистили местечко с одной стороны и по-быстрому уложили камушки по своим местам. Нате, получите туристическую достопримечательность! Согласитесь, что это более реалистичный сценарий?
Для наглядности я свои слова проиллюстрирую фотографиями. Поставлю их одну за другой. Как было, и как стало. Смотрите, и решайте сами, нужна ли была реконструкция, или нет.