Вернувшись из Москвы, я заметил, от моих восторгов не осталось и следа. Первые
впечатления кто-то называет обманчивыми, кто-то – самыми верными.
Мои впечатления от этого блеска и красивой жизни на MITT, о чем писал в первой заметке, куда-то улетучились, как только увидел за окном серый пейзаж в предместье Тегеля и не менее серые коробки берлинских новостроек.
Жалко было расставаться с приятными миражами, утраченными иллюзиями. Я сначала подумал, дело обычное. Так бывает с каждым, кто возвращается из приятной отлучки, сладостного плена экзотики, райских кущ и даже сновидений.
Привычный, обыденный мир тем и хорош, что отличается от сказочного, не давая забыть о прозе жизни. Она сурова, как закон.
С суровыми законами этого бизнеса мне и пришлось столкнуться. Не хочу сказать, что мимолетное общение с корифеями мирового туризма сделало из меня большого специалиста, но насмотрелся я достаточно. Этот мир, придуманный не нами, неожиданно открылся для меня совершенно иной, не самой лучшей стороной.
Раньше я не бывал на подобных мероприятиях, был далек от этой суеты, наверное, поэтому и оставался несведущим. Думаю, как и многие из нас – случайных или постоянных клиентов назойливой туриндустрии, потребителей туристических услуг. Лучше бы не знал. Уверяю вас, не всегда знание – сила, теперь мне ближе другая народная мудрость – чем меньше знаешь, тем лучше спишь.
Есть какой-то парадокс в том, что туризм, в том числе и международный, основанный на культурном обращении, улыбке и гостеприимстве, на самом деле представляет собой сферу жуткой конкуренции, вымогательства и обмана.
На семинарах в Экспоцентре, куда я успел заглянуть на пару минут, меня поразило, что высококвалифицированные менеджеры читали лекции, как лучше «развести», «прикормить» клиента. Делились опытом, как «втюхиавть» ему горящие туры, «впарить» лишнюю путевку и «навешать лапши». Я даже не знал, как перевести все это на немецкий язык.
Терминология, которой они пользовали на своих платных курсах, именно такая. Слушателей – хоть отбавляй, они сидят битком в учебных классах и с жадностью поглощают информацию, добытую, как уверяют, с помощью новейших технологий, компьютерных схем и раскруток в социальных сетях. Мне стало не по себе при одной мысли, что наука заманивания в «ласковые сети» достигла такого совершенства.
Молодые, уверенные в себе лекторы говорили, что с ними работают опытные ученые, социологи, тонко знающие слабые места, наклонности и психику клиента, разбитого на категории. По возрасту, полу, социальному положению, уровню интеллекта, образованности, сферы обитания, привычкам, способу мышления, моральным устоям и т.д.
Оказывается, на каждого, кто хоть однажды выезжал, у турфирм имеются специальные анкеты в базах данных. Эти базы продаются, кстати, за большие деньги, ими обмениваются, их крадут через интернет друг у друга. И чем больше таких анкет, тем солиднее фирма. Такова открывшаяся некстати истина.
Вот почему мне стало грустно, когда самолет шел на посадку в берлинском аэропорту. Однодневное путешествие в «мир иной» закончилось. А может, и правда, тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман.
Март 2012.