В материале Софьюшка – помоги! я уже «зацепил» тему. Но интерес сообщества призвал добавить материалами более глубокого поиска в Интернете и информацией, полученной из общения с неравнодушным москвичем во время моего посещения обители. Но, обо всем по-порядку.
Попасть в монастырь сразу, мне не довелось. Впервые я был возле него лет 20 назад. Тогда мне с трудом, попросив у родственников усопших, идущих проведать могилки, разрешения, я с ними прошел на территорию Новодевичьего кладбища. Это был режимный объект, и попасть туда можно было лишь при наличии специального пропуска. А вот в монастырь, я тогда, так и не попал.
На прошлой неделе, будучи в командировке в Москве, и остановившись в гостинице «Арена» (метро «Спртивная»), что в 10 минутах пешком от Новодевичьего я во вторник пошел к монастырю. В этот день – выходной и, как я не просил у сержанта полиции, хоть на пять минут пройти и сделать пару снимков - не удалось. Зато, я неспешно обошел весь монастырь и Новодевичье кладбище по внешнему периметру и сделал ряд удачных снимков.
Москвичи, в основном гуляли по аллейке со стороны пруда, и выгуливали собак прямо по льду пруда, засыпанного снегом. Надписи «По льду ходить - опасно» в расчет не брались.
На следующий день, освободившись пораньше, я, наконец – то прошел на территорию монастыря. В порядке информации, он работает с 9-00 до 17-00 каждый день, кроме вторника. Обойдя территорию монастыря, я зашел в действующую Успенскую церковь, где так и не получил ответ, почему вчера заметил следы паломничества на стене Надпрудной башни. Когда я подошел к Смоленскому собору, я наконец – то, нашел могилу Дениса Давыдова – поэта и героя Отечественной войны 1812 года.
Сделав несколько снимков, услышал фразу: «Вы заметили, как ему не повезло?». Оглянувшись увидел мужчину среднего роста, сухощавого, как потом выяснилось в возрасте 93 года, аккуратно одетого и с очень живыми глазами. Оказалось, что он живет рядом и часто прогуливается по территории монастыря. Его фраза касалась шрама над левой бровью у бюста Дениса Давыдова. Оказывается, лет 10 назад, что-то припоминаю, над Москвой пронесся ураган, который снес все пять крестов над Смоленским собором и колокольни монастыря. Один из крестов, падая, и надсек бюст Давыдова. В Новодевичьем монастыре расположено руководство Московской патриахией. Оно – то и решило, коль кресты были снесены – это знак неугодности восстановления церковных служб в этом храме. Кресты, вновь поставили, а вот службы идут в Успенской церкви, да Надвратной церкви, но в последней для, уже высоких «церковных слуг».
А ведь история у Смоленского храма, который, теперь превращен в музей, великая.
Но, сначала о самом Новодевичьем.
Новодевичий монастырь в Москве основан Великим Князем Московским Василием III Иоанновичем в 1524 году. Новым его назвали по отношению к более древним столичным обителям: Зачатьевскому монастырю, который в те времена именовался Стародевичьим, и Кремлёвскому Вознесенскому, чью древнюю славу Новодевичий перенял, став новой придворной обителью, куда в XVI-XVII веках поступали представительницы самой родовитой знати. Согласно патриаршей грамоте 1598 года полное название обители звучало так: Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.
Борьба за западные русские земли была долгой и не всегда удачной. Князь Василий Иоаннович стоя под стенами Смоленской крепости дал обет "Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь, а в нем храм во имя Пречистыя...». И свой обет он исполнил спустя 10 лет. И естественно, что основным храмом новой обители стал Смоленский храм.
В этот храм и был перенесен из Кремля список Смоленской иконы Божьей матери.
В истории Новодевичьего монастыря много загадочных обстоятельств. Куда ни бросишь взгляд – история. Так только имя Софья встречается два раза. Некоторые историки считают, что монастырь предназначался для великой княгини Соломонии Сабуровой, 20-тилетнее супружество Василия III с которой, не принесло наследников. В 1523 году Василий Иоаннович добился разрешения на второй брак, а в ноябре 1525 года великую княгиню постригли в Рождественском монастыре с именем София. Но поселиться в обители Пречистой Одигитрии ей так и не пришлось - свои земные дни она окончила в отдалённом Покровском монастыре города Суздаля. За праведную жизнь княгиня-инокиня была причислена к лику святых и ныне почитается Церковью как преподобная София Суздальская.
А вторая София (Алексеевна) – родная сестра Петра Первого была сослана в монастырь после стрелецкого бунта 1689 года. Здесь она умерла и похоронена в Смоленском храме монастыря вместе со своими родными сестрами Евдокией и Екатериной. Кстати, облик монастыря во - многом таков благодаря стараниям именно Софьи Алексеевны. В годы своего правления она много внимания и средств уделяла обители. Может быть поэтому, находясь здесь – же в заточении она пользовалась большим уважением к себе, а монастырь был в долгой опале у Петра Первого.
Стрелецкие или, как их называют в народе Софьины палаты. Именно здесь содержали сестру Петра Первого Софью
Наполеон, посетив монастырь дал указания насыпать дополнительные земляные валы и вырыть рвы. А отступая, французы заминировали монастырь который спас лишь героизм монахинь. Спустившись в монастырские подвалы, они увидели разожженные костры и раскрытые бочки с порохом, залили огонь и отвели беду.
Опуская череду событий отметим, что немало бед перенес монастырь и, в первые годы советской власти. Но, начиная с конца Великой отечественной войны, отношение властей к религии стало меняться. А осенью 1994 года через семьдесят лет возобновилась монашеская жизнь монастыря.
Как и в давние времена, главной святыней обители является образ Смоленской Богоматери. Также в монастыре особым почитанием пользуются Иверская икона Божией Матери, Тихвинская икона Божией Матери, Владимирская икона Божией Матери и старинный образ святителя Николая Чудотворца.
Помещая этот материал, я был далек от мысли рассказать историю монастыря. Для этого нужно было бы пересказать историю государства Российского. Но чем – то он завораживает. Недаром, чуть ли не в каждом современном российском художественном фильме, действие которого происходит в Москве, герои встречаются или проезжают мимо монастыря. Очень уж узнаваемый его образ красно – белых, нарядных, как невесты, башен монастыря.
Не сомневаюсь, что при новом посещении Москвы, ноги сами понесут к Новодевичьему монастырю.