Не могу объяснить, как нас туда занесло. Турист, зверь от природы любознательный. Свой длинный нос готов засунуть в любую дыру. Мы из той же породы. Посему место действия этой главы Мерида. Кладбище…
Как только появляется город, рядом с ним непременно отгораживается кусочек земли под некрополь. Люди не боги. Смерти подвластны. А дальше включается такая чисто человеческая штука как память. До тех пор, пока хоть кто-нибудь прочитает на плите, что был, мол, такой-то и такой-то, годы жизни, возможная эпитафия --- вроде как не всё ещё потеряно. Память потомков, вещь хорошая.
В прошлой главе, я писал, что люди в Мериде душевные, простые и благородные. Как оказалось, не только по отношению к живым. Сохранились могилы, датированные 1521 годом. Напомню, это год основания города. А теперь скажите, много ли в России поселений, где сохранились могилы не царей, а простых людей, эти места обживавших и строивших? Во всяком случае, в моей родной Астрахани на месте старого престарого кладбища на Паробичевом бугре в шестидесятых годах двадцатого века построили городскую телефонную станцию. Что, для бетонной трёхэтажной коробки другого места не нашлось? Сейчас это, конечно, почти центр города, но ведь небольшой клочок памяти о предках могли бы и сохранить!
Возвращаемся на центральную кладбищенскую аллею Мериды. Конечно, могил с датами шестнадцатого века не так и много. Но 17..сотые и 18..-сотые. Сто пудов можно сказать, что город в эти века процветал. К Шерлоку Холмсу не ходи. Во-первых, массовка. Населения много всегда в тех местах, где хорошо. Это аксиома. Во-вторых, Вы посмотрите на памятники! Так с изяществом и вкусом украшать могилы своих родственников могли только люди, обладающие неплохим воспитанием и приличными деньгами. Согласитесь, даже в наше время поставить обычную мраморную или гранитную плиту своим родным стоит хороших денег. А барельефы и скульптурные изваяния красуются только на могилах братков, безвременно ушедших в лихие девяностые. В Мериде же что ни памятник, то произведение искусства.
Конечно, мексиканцы хоронят усопших несколько по иному, чем мы. На каждой могиле здесь нет личной принадлежности. Не могила в отдельности, но пантеон, семье, роду принадлежащий. Надгробная плита лишь закрывает яму в земле. Когда приходит скорбное время, плиту отодвигают, истлевшие косточки предыдущего предка задвигают в нишу в земле вырытую, а на освободившееся место опускается очередной член семьи. Так и лежат в одном строю многие поколений одного рода. И память дольше сохраняется. И предков чтят, покуда надписи на надгробии от времени не сотрутся.
Что касается дохристианской традиции погребения в этих местах, то при раскопках в Мериде, а это был старый майянский город Тихоо, находят остатки древних жилищ, и среди них непременно кости человеческие. Делают выводы о том, что у древних индейцев было принято хоронить умерших прямо под теми домами, где они жили. Так что отдельно выделенная территория под это дело была, как бы и не нужна вовсе.