В Кишиневе мы решили остановиться на три дня и поездить из него в радиалки: посетить винные подвалы Милешты Мичь, монастырь в Каприянах и Старый Орхей. Но, прежде чем отправляться по окрестностям, нам хотелось составить впечатление и о самой столице Молдовы, а потому в первый же день мы отправились гулять по городу.
То, что Кишинев - самый крупный город страны, стало понятно нам буквально сразу, едва мы оказались на его улицах. Огромное количество транспорта - маршруток, автобусов, троллейбусов, автомобилей, которые сигналят, дымят, пыхтят, газуют, тормозят и несутся с дикой скоростью, абсолютно не думая уступать дорогу ни друг другу, ни пытавшимся перебежать ее пешеходам.
Нет, разнообразные пешеходные переходы в Кишиневе, конечно же, есть, но далеко не всегда их используют по назначению, точнее, по старой привычке частенько переходят улицы не по ним, в там, где захочется. При этом даже в центре сильно развита уличная торговля, и, помимо всяких киосков с едой, газетами и сигаретами даже там, где и близко нет рынков, можно встретить бабушек с помидорами и огурцами, тетечек с пирожками и старичков с книжками. Все они выстраиваются рядами в людных местах и торгуют-торгоют-торгуют. Правда, не скажу, что их очень много, но вполне достаточно, чтобы, порой, даже создавать пробки из пешеходов. Что уж говорить о приближенных к рынкам и автовокзалам местах! Там таких продавцов просто пруд приди!
Встречаются и бомжи, и цыгане, и попрошайки, но этих тоже не толпы. Хотя, сколько мы не гуляли по Кишиневу, они попадались нам всегда. С другой стороны, оно и понятно - столица, куда ж здесь без них!
Еще одно из первых впечатлений о Кишиневе - это не малое количество заброшенных многоэтажек даже в центре, даже в окрестностях самой главной столичной улицы - бульвара Штефана чел Маре. Гостиница "Националь" - казалось бы, еще вполне приличное здание, но увы - окна выбиты, в подъездах нет дверей, при этом она даже толком не огорожена, и мы так и не поняли, какая судьба ее ждет: капитальный ремонт или ее все-таки решили разобрать? Маленькие особняки, иногда даже 19 века с табличками на фасадах, гласящими о том, что они - памятники архитектуры местного значения, тоже нередко заброшены и пустуют. Кстати, да, что касается городской архитектуры, то во время Великой Отечественной войны Кишинев очень сильно пострадал, здесь было разрушено около 70 процентов всех зданий. А те, что уцелели, расположены сейчас не на самых центральных улицах, а в проулках. Поэтому нынешняя городская застройка - это дома, возведенные в разные периоды и построенные во всем многообразии стилей: современные сити-моллы из стекла и бетона соседствуют с советскими серыми "небоскребами" и жилыми девятиэтажками, тут же стоят старые одно- и двухэтажные каменные и деревянные особняки, пятиэтажные строения и даже нечто, казалось бы, совсем временное и несуразное, похожее на пластиковые павильоны, типа наших, в которых у нас продают цветы и продукты, а здесь используют для размещения каких-то мелких контор.
При этом Кишинев, несмотря на кучу экономических кризисов, плавно перетекающих один в другой, все-таки динамично развивается. Здесь много разных заводов и фабрик, которые выпускают около 25 процентов продукции всей страны. Например, особо ценный и популярный тракторный завод, предприятия по производству насосов, стиральных машин, телевизоров, холодильников, фабрики по пошиву одежды, обуви и производству ковров, консервные заводы и просто огромное количество разных винодельческих предприятий: ведь виноградники в Молдове - это ее главная гордость! Впрочем, конечно же, уровень жизни в Молдове ниже европейского и даже российского, а потому, как и раньше, отсюда не прекращается отток жителей на заработки в другие государства.
Правда, цены даже в столице Молдовы нас очень порадовали: проезд в общественном транспорте - 2,5 лей (1 лей = 2,7 рубля), вдвоем хорошо пообедать с вином в кафешке средней руки - 100-150 лей, в ресторане - около 500-600 лей. Но далеко не все жители Кишинева могут себе это позволить, ибо зарплаты здесь, увы, не высокие. А иностранцы радуются. И мы даже как-то видели рекламу одной турфирмы, которая устраивала сюда стоматологические туры для украинцев, то есть, стоимость услуг стоматологов (и, наверняка, других врачей тоже) в Кишиневе даже для частных лиц гораздо ниже, чем в сопредельных государствах.
Кто же живет в Кишиневе? Всего в городе официально зарегистрировано около 580 тысяч человек (не считая тех, кто живет в его пригородах). В основном это - молдаване, украинцы и русские.
Правда, как в любую столицу, сюда ежедневно приезжает немало людей и из других населенных пунктов. По разным оценкам, их здесь - около 150-200 тысяч.
И это, кстати, чувствуется: гуляя по центральным улицам Кишинева я ни раз ловила себя на мысли, что ощущаю себя точно так же, как в Москве - слишком часто мы попадали в столпотворения, слишком много здесь было автомобилей, и даже пробки здесь были. А еще бутики, рестораны и неимоверное количество всяких казино и игровых автоматов. Поистине, молдавский Лас-Вегас!
Но зато, что было прекрасно, так это то, что у нас никогда не возникало никаких языковых проблем. Причем, ни в Кишиневе, ни где-либо еще в Молдове. Да, молдаване мечтают присоединиться к Румынии и войти в Евросоюз, да, основной язык здесь молдавский и большинство надписей (указатели улиц, названия магазинов, прочие вывески) сделаны на нем, но в таком же ходу тут и русский, и люди в целом говорят на двух языках. И если спросить что-то по-русски, то вам и ответят по-русски, и кстати, очень часто вообще без акцента.
Молдаване - приветливые и отзывчивые люди. Нам нередко приходилось обращаться к ним за помощью, когда мы пытались найти какие-то достопримечательности, гостиницы, магазины (увы, далеко не везде в Кишиневе и тем более в других городах на домах стоят номера и названия улиц). И не было ни одного случая, чтобы нам не помогли, не подсказали, не дали дельный совет. Нередко нас даже пытались проводить до места. В общем, очередной стереотип о том, что молдаване плохо относятся ко всем русскоговорящим у себя в стране, мы снова благополучно развеяли.
А еще, что интересно, здесь, несмотря на глобализацию, которая в последние годы особенно сильно проявляется во всех европейских странах, неплохо сохранились традиции и обычаи, которыми местные люди жили столетиями, передавая их из поколения в поколение. Конечно, больше они заметны в деревнях и селах, и мы там с ними потом столкнулись. А в Кишиневе, чтобы познакомиться с ними поближе, мы решили посетить самый старый музей столицы Молдовы - музей этнографии и естественной истории. Вообще, даже здание музея, которое построили специально для него в самом начале 20 века, впечатлило нас своим внешним видом - его возвели по специальному проекту в псеводо-персидском стиле с внутренними балкончиками, витражами и росписями стен и потолков в восточном духе.
Но главное - это, конечно, собранные там коллекции, которые размещены более чем в 15 залах, и рассматривать кои нам с Антоном было очень интересно. Правда, особой гордостью музея оказался вовсе не этнографический экспонат, а палеонтологический - огромный скелет динотерия, то есть слона, жившего около трех миллионов лет назад. Он был выставлен в отдельном зале и занимал его почти целиком.
Но, честно признаюсь, я сразу занялась изучением именно этнографической части коллекции, и могу сказать, что даже сейчас многие вещи, которые мы там увидели, многие описанные там обычаи молдаванами до сих пор используются и соблюдаются.
Например, свадьбы. Конечно, сейчас все женятся уже на европейский манер, в белых платьях и темных костюмах. Но все-таки иногда случаются и традиционные свадьбы, когда жених и невеста надевают молдавские национальные наряды, расшитые вручную разными узорами. Эта вышивка имеет что-то общее и с украинской, и с русской, но все-таки она своя, и ее очень легко можно отличить от всех прочих. И главное отличие в том, что орнамент молдавской вышивки расположен так, чтобы наиболее выгодно подчеркнуть пропорции тела. А кроме того, она другая по цветовой гамме, да и по сюжету тоже. Так, молдаванки на своей одежде любят изображать не только цветы и травы, но и реки, звезды, цыплят, бабочек, бараньи рога, путь чабана и многое другое из того, что их окружает. До сих пор многие в деревнях продолжают вышивать рушники и блузки.
Ну, а что касается свадеб, то, к примеру, традиции того, как рассаживать гостей, какие блюда в какой последовательности и в какой посуде подавать, когда вручать подарки молодым, соблюдаются до сих пор. Танцуют по-прежнему и хору - свадебный танец-хоровод, когда гости берутся за руки и движутся по кругу под живую музыку. Впрочем, есть и такие свадебные обычаи, которые уже ушли в прошлое, и современные молдаване их не соблюдают. Так, в одной из музейных витрин я видела фотографию начала 20 века с гагаузской свадьбы. Там мужчину зачем-то уложили на ковер и куда-то понесли. Обычай меня заинтересовал, и я попыталась выяснить подробности у музейных работниц. Но, увы, никто из них ничего о нем не знал.
Ну, ладно, перейдем к ремеслам. Кроме вышивки, национальным молдавским ремеслом я бы назвала изготовление керамики. Вы, конечно, можете возразить и сказать, что ее делают везде. Так оно и есть. Но только у молдаван керамическая посуда играет особую роль и сейчас, так как у них есть целая тьма тьмущая всяких национальных блюд, которые они готовят именно в керамических чашках и горшках, запекая в печах, а теперь и в духовках.
Но о блюдах я вам расскажу в одной из своих следующих заметок, что же касается керамики, то молдавскую отличить от всей остальной, так же, как и вышивку, тоже не сложно, ибо у нее свой орнамент, всегда состоящий из линий, точек и кругов. Вроде бы просто, но, согласитесь, живенько и оригинально. Мало того, каждый орнамент обычно индивидуален и не повторяется ни на каком-то другом горшке или кувшине.
Плетение и резьба по дереву. Тоже всё очень здорово. В музее есть целая витрина результатов того, как этим ремеслом занимаются сейчас современные умельцы. Честно говоря, такое впечатление, что это просто кружева какие-то! Узоры настолько сложные, что даже не верится, что их можно сделать обычным ножом! А украшают резьбой, как и прежде, разную мебель, посуду, разделочные доски и прочее-прочее.
И, наконец, ковроткачество. Вот тут меня молдаване, прямо скажу, поразили. То, что у них в стране развито животноводство, мы с Антоном убедились уже в Кишиневе, когда на окраине города среди асфальта и девятиэтажек, увидели, как женщина выпасает коз. Коз, овец, коров, лошадей, кур, уток, гусей и разную другую живность мы потом встречали повсеместно, как в городах, так и в селах.
Например, в Сороках - между прочим, совсем не в маленьком городке, мы заселились в гостиницу в самом центре. И что же? Утром нас своим дурным голосом разбудил местный петух! Так вот, с животноводством нам было все понятно. Но то, что из шерсти овец здесь вовсю научились ткать ковры и делают это до сих пор на весьма продвинутом уровне, мы даже не догадывались. Тем не менее, это так. Молдаванки ткут ковры уже давно, и еще 50 лет назад на территории бывшей Бессарабии не было и села, в котором хотя бы одна представительница прекрасной половины человечества не обладала этим умением. Станки для ковроткачества стояли буквально в каждом доме, и долгими зимними вечерами женщины сидели и нитка за ниткой, стежок за стежком занимались ткачеством.
Узоры каждая, конечно же, придумывала свои, но в основном это были чередования зигзагообразных форм и линий красного, черного, синего и золотистого цветов. Такой вот, понимаешь, молдавский стиль.
Но хватит о музее. Ведь из Кишинева мы отправились путешествовать по другим городам и селам Молдавии, и там многое из того, о чем я вам сейчас рассказала, увидели воочию. Об этом и будут мои следующие заметки.
В Кишиневе мы жили в гостинице "Космос", прекрасно кушали аж в трех разных ресторанчиках: в "La Taifas", в "Salcioara" и в "La Placinte".