По Западной Африке. Ч 5. Переход границы из Мали в Гвинею
Утром до восхода солнца ветрено и довольно прохладно. Спрашиваю у хозяина визитку его отеля, на что гвинеец пишет мне название и телефон. Как потом мы имели возможность убедиться, название улиц во многих городах в Гвинее отсутствует.
После завтрака движемся дальше, проезжая через Сигуири. Встаёт солнце, городок начинает свой новый рабочий день. Ещё не проснулись торговцы в лавках, задумчива вода в замусоренном пруду. Но на главной площади, словно белогвардейцы в Крыму в 20ом году, штурмуют люди автобус и грузовик. Кто-то закидывает баулы на крышу. А кто-то бьётся за место в салоне. Как правило, родня приходит провожать своего путника, отчего толпа всегда собирается довольно большая.
Наш путь лежит в город Канкан – второй по величине город Гвинеи. Тянутся вдоль дороги глиняные домики, возле них словно дети, маленькие круглые сараюшки. На выжженной земле встречаются похожие на грибы термитники. В Эфиопии и в Мали термитники больше в размерах, но здесь они попадаются значительно чаще. Наверно всё зависит от вида термитов.
Пересекаем по высокому мосту Нигер.
Канкан основан в 17 веке. В наше время трудно представить, что он был столицей великой империи Мали и важным торговым центром. Всей колонной из четырёх джипов встаём на одной из городских площадей возле заправки, на которой творится что-то жуткое. Длинная очередь из машин утыкается на самой заправке в некий людской хаос. Все жутко орут и ругаются.
Позже, когда мы немного погуляли по городу. Водители заправились на другой заправке, но вернулись вместе с нами сюда, желая взять запас топлива. Наш джип нагло въехал в толпу, которая что-то орёт, стучит по кузову, но постепенно отступает. Точнее, вокруг все орут и ругаются, отчего внутри автомобиля чувствуешь себя как в осаждённой крепости. Кое-как водители сумели залить бензин, который стоит в Гвинее 1 евро за литр, но является дефицитом. Две японки после нас, пытались повторить манёвр Арби, вклинились в толпу, но безнадёжно застряли. Это были единственные белые, которых мы видели в Канкане.
Перед прогулкой по городу малийцы строго предупредили нас, чтобы мы фотографировали людей только с их согласия. Ещё хуже, если в кадр попадёт военный или полисмен, тогда проблем не избежать.
Современный Канкан – коммерческий, административный, образовательный и мусульманский центр Гвинеи. Здесь имеется исламский Университет и очередная старейшая в Западной Африке мечеть. Лавки в центре города устроены на первом этаже обшарпанных домов, которые напоминают о французах, а по окраинам пыльные улицы с одноэтажными домиками. Большой плюс города – множество вековых деревьев. Ещё в центре крытый рынок с китайской одеждой, которую торговцы в отсутствии покупателей даже не достают из баулов.Второй город Гвинеи
Все пути в городе ведут на базар. Их в городе два. Первый – открытый рынок с арочными входами, где разноцветные женщины торгуют скудными овощами. Второй крытый – здесь продают рыбу. Нигер от города далеко, но здесь имеются всякие мелкие рыбёшки. Морская рыба в большей массе замороженная.
Если бы я всю жизнь копил косточки от съеденной рыбы, затем растолок бы их, и весь этот порошок привёз бы в Канкан, то я бы тогда озолотился. Косточки от рыбы идут здесь на ура, из них делают муку.
Гуляем по рынку, протискиваясь между узких лавок, иногда образуем пробки. На базаре покупают и продают только женщины. Торговки смеются, жестикулируют, словно французские танцовщицы ногами, женщины исполняют для нас руками что-то похожее на знаменитый танец Канкан. В этом бабьем царстве, где нет строгого взгляда мужчин, почти все дамы соглашаются сфотографироваться.На городском рынке в Канкане
Жители славного города Канкан
В начале 60х прошлого века, когда СССР помогал Гвинее строить социализм, в Гвинею были направлены наши специалисты. Ударный труд советских специалистов не поднимал их авторитет у гвинейцев. Вкалывавшие на энтузиазме белые не стали примером для подражания. За десятилетия колониализма у местных людей сложились другие представления о белых – богатые, хорошо одетые, умеющие держать дистанцию и заставлять работать.
Командированные в Гвинею советские граждане не соответствовали этому образу. Гвинейцы могли наблюдать, как русские обедают в ресторане после возвращения с объекта в рабочей, просоленной от пота одежде, или как они покупают продукты на базаре. На виллах, где раньше жила одна французская семья, теперь обитали 8-10 мужчин, которые в отсутствии жён сами вели хозяйство. Наш посол в Гвинее Д.С.Солод вынужден был даже написать на родину письмо, где просил направлять специалистов из СССР вместе с семьёй, дабы не подрывать здесь их авторитет.
Казалось бы пустяк — мужчина пришёл на базар. Но это Африка, здесь свои законы.
По Западной Африке. Ч 7. На родине Чёрного Наполеона Африки