Нетуристическим Байкал бывает по двум причинам. Первая это "не сезон", вторая - удаленность и труднодоступность многих мест. Там где нет дорог, там нет нас туристов. Там дикий, заповедный Байкал. Считается, что весной, осенью и зимой не сезонное время для туризма. Это действительно так. Нас туристов в "не сезон" на Байкале непростительно мало!!! А Байкал красив в любое время года и особенно красив в своей первозданности. Кроме того, для того чтобы понять насколько он велик, надо прочувствовать Байкал во всей его огромности и в его силе.
Мне посчастливилось несколько раз побывать на Байкале весной, осенью и зимой и именно в его отдаленных местах.
« МЕСТО СИЛЫ »
УШКАНЫ
(ноябрь 2010 года)
- Держаться Ленка!!! Держатьсяяя!!! Держааатьсяяя! Ооооох е. Еще одна, сейчас боковую словим! Держиииись! Оооопааа! Ха-ха-ха! Вааааауу! Давай!!! Еще!!!
Два человека сидели на верхней палубе «Сибиряка» и ловили Байкальский шторм. Шторм был не очень сильным по Байкальским меркам. Байкал дарил им свой очередной подарок. Он разгонял волны так, чтобы можно было ощутить их мощь, но в тоже время все таки находиться на верхней палубе в относительной безопасности. Дул Северо-запад. Он поднимал брызги от волн и окатывал их с ног до головы.
- Серегааа, ты весь промооок.
- Нет… все в порядке. На мне ж все непромокаааемое.
Они сидели на расстоянии не больше метра, но чтобы услышать друг друга приходилось кричать. Она сидела на палубе, вернее на толстом канате, вжавшись между деревянным ящиком для вяления рыбы, и леерами, т.е как бы в ямке со всех сторон окруженная препятствиями. Он сначала тоже уселся в свою ямку по другому борту, но потом вылез из своего укрытия и сел на железный кофр спасательного плота. Иногда создавалось ощущение, что нужно совсем немного усилий, чтобы смахнуть его со своего насеста. Ему иногда тоже так казалось, поэтому он так и кричал, чтобы Ленка крепче держалась.
Им нравилось читать волны. Эту, следующую и еще одну волну корабль пройдет плавно, а вот в эту воткнется с высоты предыдущей волны и тогда тучи брызг поднимутся вверх, а ветер бросит их прямо в лицо. Рубка капитана была прямо под ними, и сверху было четко видно как капитан, читая волны, управляет судном. За несколько секунд до нужной брызгучей волны, Серега выхватывал фотоаппарат из непромокаемого чехла и ждал этого водяного взрыва. Уже четко чувствуя и корабль и шторм, нажимал в нужное мгновение кнопку спуска затвора, надеясь на самую короткую выдержку, и пытался успеть спрятать камеру в чехол пока брызги не долетели до объектива. В эти моменты он держался только ногами, уперев их в борт и в основание сигнальной мачты. Такой кадр, скрывающегося в волне носа корабля он мечтал сделать еще дома, готовясь к этой осенней «Рыбалке на Байкале».
То, что рыбалка это кодовое слово, а не сущность путешествия он понял сразу.
- Алло Стас, привет.
- Привет Серега! На Сиговку идешь со мной в конце октября?
- С тобой Стас я иду даже на край света. Удочки брать?
- Возьми здоровую печень Серега! Снасти все есть.
В общем, на рыбалку он поехал с фотоаппаратом и вполне здоровой печенью. Дома, в Москве, он почти не пил. Только под шашлычок с друзьями, иногда. Но вот на Байкале не пить не приходилось.
- Сереж, привет!
- Привет Лен! Как ты? Байкал еще не замерз?
- Шутишь? У нас почти лето. Снега даже еще нет. Серег, я могу взять спиртное по оптовой цене. Может заказать заранее?
- Конечно Лен, возьми ящик водки «Байкал». Будем в Монголию путешествовать по ней.
- Куда? Как это?
- Ну вот прилечу и покажу тебе как.
- Скорей бы уж прошла эта неделя. Знаешь, сейчас только ожидания этого путешествия и поддерживают меня. На работе полный пипец. Еле ноги домой приношу.
- Отдыхать Лен надо отдохнувшим. Это я точно знаю. Поэтому завязывай напрягаться. Чтоб через неделю была свеженькой и отдохнувшей. Готовой так сказать к получению положительных эмоций.
- Ты прилетай скорей. А я буду готова! На все сто!
До Ушканов оставалось совсем немного, около полутора часов хода. Хотя, Большой Ушканий был уже виден давно.
- Лееен, ты не замерзла?
- Да нет что ты!!! На мне вся моя одежда да еще вся твоя сверху. Я как в панцире.
И действительно, огромный пуховик надежно скрывал ее и от ветра и от брызг. Горнолыжные штаны, надетые поверх ее таких же штанов, не пропускали холода от железной палубы. Ноги были в мужских резиновых сапогах на меху 43 размера с войлочными стельками, которые они предусмотрительно купили на шанхайке перед отъездом. Серегины же «не продуваемые» и «непромокаемые» штаны тут же дали течь, но куртка держала вполне сносно. Казалось, что шторм становился сильнее. По крайней мере, иногда порывы ветра накреняли «Сибиряк» вполне прилично на Серегин борт. Но он сидел как приклеенный, балансируя своим телом.
- Наверное, вот за этим островом, спрячемся от шторма и будем пережидать. Видишь остров – это большой Ушканий. А перед ним начинают проявляться маленькие островки - Тонкий, Круглый и Долгий. На Тонком самое большое лежбище нерпы. Там даже веб камеру установили для наблюдения за ней.
- Может ты на палубу сядешь ? А то еще сдует тебя.
- Ничего, я держусь. Сейчас, когда будем подходить к острову, по любому подставим левый борт под волны. Вот тут уж нас покачает, только держись.
Волны и ветер казалось, еще усилились. Небо заволокло тяжелыми свинцовыми тучами. Было отчетливо видно, как над Святым носом завис снежный заряд.
- Серег, а почему они называются Ушканьи, ты знаешь?
- Так назвали их Поморы с Севера. Там, на Белом море, тюлени такие ушастые, их звали зайцами. А когда они увидели на этих островах много нерпы так и назвали их Заячьими, а потом стали называть Ушканами. Ты знаешь, острова являются особо заповедной территорией и имеют статус памятника природы и без особого разрешения к ним нельзя подходить ближе, чем на три километра.
- А у нас есть это разрешение?
- Конечно Лен! Ты видела когда «Гардемарин» с рыбаками к нам подходил, там был красивый седой бурят. Это Байкальский Робинзон. Он живет со своей семьей на Ушканах уже больше 25 лет. Детей там родил и вырастил. Это и есть наш пропуск. Они друзья со Стасом. А зимой когда по льду ходили на квадрах останавливались у них. Мы с его женой песни пели под гитару, она Митяева оказывается обожает.
- А представляешь на Белом море на Соловках есть Заяцкие острова. Но зайцы здесь опять ни причем. Те же Поморы на эти острова за яйцами птиц приплывали, поэтому они и Заяцкие.
- Серег ты знаешь, я всю жизнь в Иркутске прожила и даже на Ольхоне не разу не была. Я сейчас в состоянии какого-то непроходящего восторга от этой бескрайней красоты. Мне сейчас так хорошо, ты даже не представляешь. Я очень люблю Байкал, но сейчас я влюбляюсь в него еще раз. Расскажи еще чего ни будь Серег.
В этот момент «Сибиряк» стал поворачивать к острову и волны набросились на левый борт, раскачивая корабль уже не на шутку. Началась борьба со стихией. Но «Сибиряк» выиграл эту схватку убедительно легко и быстро, спрятавшись за берег острова, где волнение сразу, же стихло.
- Ты когда ни будь видела на Байкале слона?
- Слона? Нет Серега, только верблюдов))).
- Я не шучу. Я сейчас тебе покажу его. Еще немного поближе и чуть правее…
«Сибиряк» медленно подходил к берегу. Вода была изумрудно-прозрачна и все дно отчетливо просматривалось.
- Смотри!!!
- Вауууу!!! Точно Слон! Он как будто пьет своим хоботом из Байкала. Вон и ноги и живот. Я даже кажется глаз его вижу.
- Это скала Слон. На берегу пойдем поближе. Вблизи даже бивни отчетливо просматриваются.
«Сибиряк» плавно уткнулся носом в берег и Виктор, помощник капитана, опустил трапп. Первым на берег сошел Александр Леснянский. Как и подобает члену союза Фотохудожников России, на шее висел «Марк III» с объективом похожим на подзорную трубу. Александр талантливый фотограф, опытнейший путешественник, писатель и очень обаятельный человек с большим чувством юмора.
- Саня! Слева по берегу находится скала Слон. Достопримечательность, которую мало кто видел.
- Спасибо Серега! Я сейчас вернусь, покажешь.
И пошел ровно в противоположную сторону ловить свои, видимые только его профессиональному взгляду кадры и ракурсы.
Все остальные жители «Сибиряка» так же вышли на твердую землю и разбрелись по острову.
(Продолжение следует) "Нетуристический Байкал" "Место силы". (май 2010 года)
"Нетуристический Байкал" "Место силы". (март 2010 года)