Год назад, в конца марта 2008 года, мне посчастливилось побывать в командировке на Крайнем Севере Тюменской области, в Ямало-Ненецком автономном округе. Для меня, дикарки, это оказалось экзотикой почище Мальдив и Цейлона. :-)
Сначала мы были в Надыме. Хотя должны были лететь на Ямбург. Но погода подвела - случился сильный перепад температур (потеплело больше чем на 20 градусов за несколько часов) и ветер.
Вообще, из-за неожиданного тепла местные люди хватались за головы - было явно на несколько градусов выше нуля (часто на 9 мая бывает -15). А поскольку целью поезки было напугать разных больших и не очень начальников суровыми северными условиями труда и отдыха граждан, то лучше был бы мороз за -20. Но лично я считаю, что нам повезло.
Население города - 50 тыщ человек. Дома выкрашены по северной традиции в яркие цвета. Из достопримечательностей - церковь, которую освящал лично Алексий II, мечеть и пямятники аж трем министрам газовой промышленности. И еще гостиница "Айсберг", где мы жили. Твердые 4 звезды и нестандартное архитектурное решение в виде пирамиды. Внутри - огромный атриум во всю трехэтажную высоту. Номера расположены только по периметру здания.
Дальше вертолетами нас повезли на стойбище ненцев-оленеводов.
Здесь необходимо небольшое, но важное лирическое отступление. Люди-северяне! Не надо так топить! По крайней мере, в плюсовую температуру! Я, конечно, понимаю, что сибиряк - не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается, но не настолько же!!! Забегая вперед - в гостинице на Ямбурге термометр показывал 28 градусов. В вертолете было за 30 точно. Как и везде, куда нас водили. Пожалела, что не взяла купальник.
Так вот. Взопрев как следует за час с четвертью полета, прибыли мы на стойбище. Колоритно. С воздуха олени кажутся таракашками. Вблизи тоже оказались не слишком большие. Я полагала, что они крупнее. Говорят, крупные водятся южнее и восточнее, в Эвенкии.
Довольно дикие, боялись нас как черт ладана. Не пугливые только те, кто при доме чуме живет. Дети их гладят. Хотя вообще аборигены в олене домашнее животное не видят. Он для них хлеб, дом и шуба с сапогами.
Как я поняла, со стойбищем нам повезло, оно оказалось из передовых. Ненцы поголовно с мобильниками, по-русски шпарят только так, причем рассуждают очень даже здраво. Стадо - 5 тыщ голов, из них только 1300 - колхозные, остальные - свои.
Последний год цены на оленину выросли, т.к. в райцентре открыли современный завод по переработке мяса, который это мясо уже в Германию продает. Денег стало больше.
Снаружи чумы выглядят как чумы, но внутри все вполне цивильно: с одной стороны от входа - лежанка, то же с другой; по центру печка-буржуйка с длинной трубой, ей и топят, и кипяток добывают, электричество (дизель-генераторы имеются). Нас угощали шулюмом (густой бульон из оленины с мясом), моченой брусникой, водкой, чаем с конфетами. :-)
В чуме, в котором я была, живет семья с шестью детьми и стариками. Дети уже взрослые, пятеро работают, лишь один учится в интернате (был как раз дома, на каникулах). Как я поняла, никто из них не кочует с родителями. Один сын работает в хлебопекарне в райцентре, про остальных не уловила. А пока дети были маленькие, в чуме жили одновременно 10 человек.
При этом рабочей силой, записанной в бригаду, являются только двое: муж-пастух и жена-чумработница. Народ ржал над этой формулировкой, но суть она передает очень верно.
По чуму работы - сдохнуть можно. Его только поставить раз в неделю (дольше недели на одном месте ненцы не стоят - олени выедают весь окрестный корм) - это 70 шкур уложить. Дрова наколоть, воды натопить. Малицу пошить, обувку. Вручную. И ты ды.
Зарплату платят. По итогам забоя оленей дважды в год - премию. В прошлом году вышло в среднем по 19 тыщ рэ в месяц на работника. Это считается хорошо. Раньше было меньше.
Ездят на нартах. Оленей в них запрягают, когда перегоняют стадо и для показа туристам типа нас. А в райцентр за чем-то сгонять - это на буранах. Наши вертолетчики даже успели немного топлива местным отлить.
Для желающих туристов же устраивают шоу - забой оленя в честь гостей. Я не ходила. Говорят, его душат веревкой, потом освежевывают и угощают сырой кровью, сердцем и печенкой. Верят, что это для мужчин полезно. Некоторые московские мужчины оказались не меньшими дикарями - пили и ели. Брррр....
Дальше полетели в райцентр - Яр-Сале. Хвала Аллаху, лететь было 15 минут. Поселок - 5,5 тысяч жителей. Видно, что начали строить новые благоустроенные дома, но много натуральных бараков, опять же веселенько покрашенных и со спутниковыми тарелками. Интернат для детей оленеводов, церковь, завод по переработке оленины. На завод водили - заставили надеть бахилы, белые халаты и шапочки. Колбаса и копчености очень даже ничего. Обедали в местном ресторане. Край света, а кормят не хуже, чем в москвах с европами. Официантки - в белых перчатках.
А потом мы больше полутора часов летели на Ямбург, это уже за Полярным кругом. Было реально тяжело из-за жары и шума. Сначала летели над Обской губой - абсолютно белое плоское пространство. Потом пошли признаки жизни - кусты скважин, установки по его подготовке, нитки газопроводов, компрессорные станции. Водоводы, по которым подается вода в поселок, легко узнать - они проложены зигзагом, чтобы тепловое расширение не порвало трубу. В обшивку зашита электрическая спираль, чтобы вода не замерзала.
Прилетели уже часов в восемь. После поселения в гостиницу - экскурсия по жилому модулю. Ямбург - поселок вахтовый. Постоянно проживают только начальники. Работающие на промыслах трудятся по 12 часов в сутки месяц, потом месяц - "на земле". Базовые города - Москва, Уфа, Краснодар, Тюмень. Обслуживающий персонал (столовая, культурные заведения и ты ды) - 8 часов в день два месяца, затем месяц дома.
Жилье - общага она и есть общага. Есть блоки 1+2 (так как раз устроена гостиница) - т.е. две комнаты с общим санузлом, в одной живет один человек, в другой - два. Но чаще - 2+3. Честно - я слабо представляю себя в таких условиях. Причем каких-то баснословных денег нет. Конечно, в разы больше, чем за подобную работу на "земле", но не на порядки.
Свозили в церковь. И ее Алексий освящал. Иконостас писали и вырезали в Сергиевом Посаде. Батюшка, кстати, тоже трудится вахтово. Семья - в Новом Уренгое.
Дальше поехали в мерзлотник. Уникальная штука. Естественный холодильник для продуктов в вечной мерзлоте. Температура около -8 в течение всего года. От таких постоянных условий на стенах нарастают потрясающей красоты и размера ледяные кристаллы. Для туристов забацали ледяной стол, подают водку и строганину на закуску. Мужики дружно сказали: "Где только пить не приходилось, но чтоб в холодильнике - никогда!" Главное - соблюдать меру, а то в тепле потом развезет. В мерзлотнике я первый и последний раз за всю поездку замерзла (!).
Потом были в культурно-спортивном центре, с библиотекой, киноконцертным залом, бассейном, музеем и ты ды. Дальше ужин опять от лучших поваров, да с великолепным живым концертом.
Утром поехали, наконец, на промысел. Увидела наконец, откуда газ берется. На фото - процедура продувки, в каких-то ремонтных целях.
А когда летели уже самолетом в Москву, удалось увидеть Полярный Урал. Красиво.