Кто сказал, что в карете прошлого далеко не уедешь. Еще как уедешь, если оказаться на балтийском побережье земли Мекленбург – Передняя Померания, в одном из трех курортных городов – Kuehlungsborn, Heiligeendamm, Bad Doberan. Российскому уху эти названия мало что говорят.
Я живу поблизости и часто бываю там, когда хочется отдохнуть или покупаться в море. Удобств, комфортабельных отелей, аттракционов и ресторанов здесь пруд пруди, как, впрочем, и хороших пляжей на Ostsee. Сюда любит приезжать немецкая знать. Сама Ангела Меркель имеет здесь небольшой особнячок.
Но, пожалуй, самой главной достопримечательностью этих мест считается миниатюрная железная дорога, связывающая эти три города между собой. Она была открыта в 1886 году. Маленькие паровозики катают туристов туда и обратно целый день, и сбрасывают пары только по ночам. Сам поезд немцы с нежностью называют «Molli», что в переводе ничего не означает.
Просто имя им полюбилось, как некрасовским мужикам, рассуждавшим, кому на Руси жить хорошо. Одна из легенд гласит, между тем, что где-то в начале прошлого века на этом поезде ездила некая дама с собачкой. Собаку звали именно так – Молли. Породы она была неизвестной.
Судя по рисунку, какая-то помесь бульдога с мопсом. Кто-то утверждает, что это был чистокровный мопс. Так или иначе, однажды Молии стоял со своей хозяйкой на перроне в ожидании поезда, который запаздывал. Вдруг он сорвался с места и кинулся по рельсам к повороту, откуда показался состав.
Напрасно дама кричала: «Molli, bliev stahn!». Собака мчалась навстречу дымящему поезду и лаяла на всю округу. Машинист еле успел затормозить и остановиться перед самым носом свирепого мопса. С тех пор Молли считается талисманом железнодорожной ветки, псу установлен памятник, а его изображение на брелоках и дамских сумочках – торговый бренд.
Сейчас сезон, сами понимаете, не купальный. Но «Молли» с 10 февраля уже открыл движение по своей колее и возит любителей так называемого ностальгического туризма. Он идет меж заснеженных полей и лесов, оглашая окрестности хриплым гудением. Черно-серый дым нависает над вокзалами, и пассажиры спешат уловить «аромат далекой эпохи».
На остановках вам предлагают горячие блюда из обширного меню богато мекленбургской кухни. История этих городов – Кюлюнгсборна, Хайлигендама и Бад Доберана – отдельная песня. Как-нибудь расскажу. Напомню только, что в 2007 году в Хайлигендаме, по инициативе Ангелы Меркель, проходил саммит «большой восьмерки».
Нашу делегацию на нем возглавлял Владимир Путин, годом ранее принимавший аналогичный саммит в Константиновском дворе Санкт-Петербурга. Хайлигендамцы признавали, что, как ни старались, не могли превзойти по роскоши и хлебосольству «сказочный прием русских».
Февраль 2012.