Никто не будет спорить с тем, что китайцы сегодня живут интенсивно. В бешеном темпе они стремятся занять наше место в клубе сверхдержав – осталось, кстати, уже чуть-чуть... И не далек тот день, когда бывший наш брат-китаец станет сверхчеловеком. Поэтому пока не поздно поговорим о его душе, точнее о том, где он ее обретает. О храмах. И парках, в которых он душой отдыхает.
Начну с того, что однажды прямо на улице Нанкин я наткнулся на большой католический костел. В нем как раз шла служба и я решил заглянуть внутрь. В общем, храм как храм, со всеми полагающимися атрибутами веры. Но полностью, под завязочку, забитый китайцами-христианами. И священник, кстати, тоже был китаец. Разумом понимал тогда и понимаю сейчас: да ничего в этом сверхъестественного нет. Тех же иудеев, самых что ни на есть правоверных, можно и в Африке, и в Китае встретить… Но выглядела служба в первые мгновения для меня как-то уж очень экзотично!..
Другое дело китайцы в буддистских храмах. Там они смотрятся органично. Да и им самим, наверное, понятнее, на что надеяться, вознося молитвы своим богам. Но китайцы не были бы китайцами, если бы, позаимствовав религию у своих соседей индусов, не попробовали ее перекроить на свой лад и мотив. Отсюда у них появился даосизм (кстати, на некоторых рейсах Аэрофлота в медиатеке присутствует книжка Лао-цзы – отца-основателя религии, слушайте и просветляйтесь!).
Но и этого им показалось мало. Параллельно с даосизмом в древнем Китае возникло конфуцианство, согласно которому подданные Поднебесной должны чтить традиции и тщательно относиться к своим служебным, в том числе - императорским, обязанностям. И пошло-поехало практически по рельсам диалектического материализма – «единство и борьба противоположностей».
Все три религии нашли свое место в мировоззрении китайского народа и сплотили их… вокруг Коммунистической партии. Сегодня буддизм и даосизм позволяют китайцам думать о личном несовершенстве и преодолевать его, а конфуцианство – строго следовать установкам центральной власти. Вот вам и секрет гармонии и порядка в почти полуторамиллиардном Китае!..
А сейчас пара слов о шанхайских парках. Конечно, им еще далеко до эстетического совершенства японских садов, нет той утонченности мысли и абстракции, доведенной до философского обобщения. Но уже не Сокольники! В лучшем из них, в Саду Радости (Юйюань), мы уже побывали, сейчас отправимся в другой – в парк Фусин, что расположен рядом с еще одним замечательным шанхайским местечком - районом Французской концессии.
В любое время дня здесь многолюдно. И также занятно, как когда-то было в советских парках годах так в пятидесятых. Только вместо духового оркестра пожарных – из репродукторов льются китайские Киркоров и Пугачева. Народ гуляет с детьми, занимается Тайцзы-цюанем и режется в маджонг. А сбоку на все это с одобрением поглядывают гранитные Маркс и Энгельс. Идиллия, чесслово!..
Ну и напоследок о самом сокровенном в Китае – о панде. Этих мишек вы найдете в зоопарке, что на юго-западе Шанхая. Довольно упитанный зверек. И по темпераменту явно отличается от своего образа в мультике «Кунг-фу панда». Но если вы в Шанхае с ребенком, то в зоопарке отметиться обязательно надо.
Заканчивая серию историй о Шанхае, хотел бы заметить: Китай – большая и интересная страна. Открывать ее для себя можно до бесконечности. И я обязательно сюда еще вернусь, чтобы вновь испытать великолепие китайской кухни и своеобразие ее культуры.
Завершив очередной виток в своем развитии, пройдя десятилетия хаоса и забвения, Китай вновь выходит на столбовую дорогу прогресса. И уверен, ему еще будет чем удивить человечество, как когда-то уже приходилось удивлять, изобретая порох, бумагу и компас… Нам будет еще чему поучиться у китайцев. А пока возьмем на заметку для себя хотя бы эту заповедь Конфуция, которую он произнес аж за 500 лет до рождения Христа: «Не делай другому того, чего не хочешь для себя».
Анатолий Струнин
Шанхай
Июнь 2011