Не откладывая в долгий ящик, продолжаем осмотр анкушинских достопримечательностей. К сожалению, приходится констатировать, что от села ничего не осталось, зато Крестовоздвиженский храм неплохо сохранился: целы купола, маковки и даже кресты возвышаются на своих законных местах.
Между нами и церковью простирается заснеженное поле, которое мы вскорости преодолеем, а пока вернемся к истории, без этого нельзя.
Напоминаю, давным-давно село наше основал мужичок по имени Анкуша, с друзьями ли, с сыновьями, не известно, зато знаем, что пришло их сюда десять человек, вот и стало это место называться починком Анкушиным, а в последствии и село выросло.
2.
Путь нам то и дело преграждают русла ручейков, которые летом превращаются в досадное препятствие, а зимой в небольшое баловство для лыжников — разнообразные горки и подъемы.
Скатываюсь в ложок, а за спиной шум какой-то, даже пригнулся от неожиданности. Из сугроба с шумным стрепетом вылетела крупная птица, за ней взметнулась вторая, рядом прямо из сугроба «стартанули» третья и четвертая. Я судорожно хватаюсь за камеру и каждый раз не успеваю, только солнце в объективе — сколько их еще там?
Оказывается, чуть по тетеркам не проехал, которые в снегу прятались.
3.
Вспоминаем цифру "3" — три ключа, три названия, а теперь и три храма.
Первый молитвенный дом в селе открылся в 1860 г, затем через полгода была устроена вторая деревянная церковь.
Третьим храмом была каменная, трехпрестольная (опять 3) Крестовоздвиженская церковь, строили ее местные умельцы на средства крестьян с 1879 по 1884 г., а освятили 10 ноября 1886 года .
4.
Церковь получилась очень изящная, небольшая, можно сказать миниатюрная, но вместительная. Для прихода, состоящего из трех с половиной тысяч человек, более чем достаточно.
5.
После революции храм не был закрыт, лишь на некоторое время прекращались службы, но после войны стараниями Копаневой Анисьи Афанасьевны службы в церкви возобновились. Не простое это было дело и даже опасное, далее совсем как в страшной сказке — требовалось Анисье собрать подписи девяти коммунистов, чтобы храм к жизни вернуть, и ведь смогла она, своего добилась, но не на долго.
6.
К концу 1964 г. службы в храме прекратились по причине малого дохода, а в 1965 г. Крестовождвиженская церковь села Анкушино была окончательно закрыта по приказу епископа Иоанна Кировского.
Удивительно, но за пятьдесят лет забвения и от села-то почти следов не осталось, а храм сохранился и стоит, как новенький, а для кого красуется...?
7.
Подходим ближе, уже отчетливо заметны пустые окна и снежные барханы, вползающие в дверные проемы. Вокруг ни живой души, ни следа человеческого.
Сквозь витые решетки вижу пустые залы, удивительно, что решетки целы, многочисленные охотники за металлом не дремлют, но досюда еще не добрались. А вот резная чугунная ограда установленная на каменном основании и опоясывающая церковь не сохранилась, ее срезали сваркой и увезли на ложкарскую нефтебазу.
8.
Еще какое-то время после закрытия храм охранялся, но изощренность чиновников не знает пределов, пустующим площадям быстро нашли применение. От глупости ли или из-за ненависти, но не придумали ничего лучше как устроить в стенах памятника архитектуры загоны для скота.
9.
Фото Николая Васильевича Рублёва.
На долгие годы храм был предан осквернению. Животные терлись боками об расписные стены, вытирая штукатурку до кирпича, поднимаясь все выше и выше по наслаивающимся пластам собственного навоза.
10.
Каким бы заброшенным ни казалось это место, но редкие гости здесь бывают. Прежде всего, это сами анкушинцы. Коренных жителей села почти не осталось, но приходят сюда их дети, каждый год собираются на Троицу.
11.
Бывают и непрошенные гости, всевозможные копатели и псевдотуристы, от которых ничего хорошего ждать не приходится.
Под сводами висит устрашающая табличка, чьих рук дело — неизвестно.
12.
Не так давно группа волонтеров из соседних Ложкарей занялась очисткой пола от строительного мусора и навоза. Труда положили немало и теперь в храме более-менее чисто.
13.
Впереди уйма работы, окаменевший слой навоза и глины до сих пор хранит отпечатки, оставленные сотнями копыт.
14.
В целом храм сохранился неплохо. Главное — цела кровля, серьезных разрушений, к счастью, я так же не заметил. На колокольню подняться не удалось, еще недавно туда вела ветхая деревянная лестница, подниматься по которой было крайне опасно.
В былые времена местные детишки с благословления батюшки лазили на колокольню и оттуда любовались открывающимися далями. Можно было разглядеть даже церковь в далеком Загарье.
15.
Несомненно, главной изюминкой и ценностью храма Крестовоздвижения Господня являются его удивительные росписи. Фрески сохранились почти полностью на северной стороне здания, чего не скажешь про его южную часть. Сказались более резкие и значительные перепады температур с солнечной стороны.
16.
Под сводами купола отчетливо видны красочные картины со сценами из святого писания и лики евангелистов.
17.
Кое-где сохранились целые участки, которые пощадило время, но только не люди.
Чем ближе к земле, тем больше надписей, больших и маленьких, глубоких, как шрамы, и совсем неразборчивых. Имена, адреса, даты, объяснения, сообщения, оставленные потомкам, слова любви, адресованные друг другу, и выражения ненависти, предназначенные храму, — сплетаются в одну неразборчивую тенёту, густо оседающую на нижних уровнях.
18.
Пройдет год-другой, и дело, начатое вандалами, непременно довершит безжалостное время.
Пока не поздно, мы постарались отснять все сохранившиеся фрески. Получился немаленький материал, который я решил вынести следующим постом, для возможности более детального осмотра.
Ниже разместил небольшую панорамку, которую удалось склеить из кусочков.
19.
Многочисленные вандалы не ограничивались банальным выцарапыванием своих имен на фресках, некоторые развлекались, постреливая по иконам, как по мишеням в тире. На многих образах отчетливо видны следы от дроби.
20.
Безжалостно расстрелян один из четверых евангелистов апостол Марк.
21.
Особой гордостью считалось подбить маковку или крест, охотничья картечь навсегда оставила отметины на мягком металле. Один из крестов покосился, он хранит память о том, что когда-то очень близко от церковных стен совершал посадку вертолет — для детишек незабываемое зрелище.
22.
Мы еще какое-то время посидели в пустом зале, перекусили и попили чайку. В лыжных ботинках без движения ноги быстро замерзают, поэтому мы заторопились, пора отправляться в обратный путь.
23.
Почему-то, кажется, что и дороги-то дальше нет, вокруг лесная глухомань, так было не всегда. Село выросло на оживленном перекрестке, на востоке – село Совье и дорога на Слободской, на юге – село Загарье, Орловский тракт, Вятка, на западном направлении – Монастырское, а, отправляясь на север, попадем в село Берёзово.
24.
Рядом с храмом растет столетний кедр, когда-то кедров было три. Под их стволами хоронили священников и уважаемых людей, а дети по осени собирали кедровые шишки, да и сейчас приходят жители из соседних Ложкарей за вкусными орешками. Однажды один из кедров стал засыхать и вскоре умер, это случилось незадолго до закрытия храма, а второе дерево местные трактористы зачем-то обвязали тросами и вырвали из земли, жестоко уничтожили. Остался-последний...
25.
На языке вертятся бесконечные рассказы старожилов про веселые праздники и шумные ярмарки, про залихватских гармонистов и шальную молодежь, про школу, в которой не хватало мест для всех первоклассников, про самодостаточность и традиции, про сельскую жизнь, которая и не думала уходить из этих мест, про исчезнувшие дома, мельницы, кузни, про высохшие пруды и заросшие дороги, про многое другое, но увы, ничего из этого уж нет, а я не хочу повторяться, в который раз рассказывая про очередную из исчезнувших деревень…
26.
Советская власть за что-то невзлюбила эти места, коллективизация и раскулачивания, создание колхозов и последовавшие за этим многочисленные укрупнения в конечном итоге окончательно раззорили крестьянские хозяйства и заставили жителей Анкушино, бросая свои дома, уходить, уезжать с насиженных мест в поисках лучшей доли.
27.
Это не все, в довершение всех бед высокими начальственными чинами было решено устроить в этих лесах полигон для уничтожения отходов, проще говоря, планировалось создание очередной городской свалки. Спасла неразбериха девяностых, бредовая идея уже нависающая черной тучей над Анкушино как-то сама собой развеялась ветрами перемен.
28.
Обратно решили возвращаться через лес по дороге. Дима (мой напарник) предпочел идти пешком, а я на лыжах. Не известно, кому из нас было комфортнее передвигаться — лыжи совсем не хотели слушаться, они разъезжались на льду и несли совсем не туда, куда мне хотелось, а пеший Дима скользил и шумно падал. Он мог бы обойтись и без падений, но вокруг царила неописуемая красота, такая, что под ноги мы почти не смотрели. Крутили головами во все стороны, не успевая дивиться все новым картинам зимнего леса.
29.
Поскольку Димины руки не были заняты лыжными палками, то их место прочно захватила его "мыльница". В каждом заснеженном пне нам мерещились сказочные существа, поэтому пять тысяч оставшихся до тракта метров для нас превратились в тысячу вынужденных остановок. Любовь к родине у Димы разрасталась с каждым шагом, он не хотел убирать фотоаппарат и старался как можно качественнее отснять каждую приглянувшуюся ель, великанскую сосну или запорошенный куст рябины.
30.
Дорога вывела нас на опушку, где и открылась тайна появления лесной дороги. В тенистой прохладе мирно дремал небольшой трудяга-бульдозер, а рядом на обочине аккуратными стопками лежали сосновые бревна, тщательно рассортированные по росту, жиру и ранжиру, бревнышко к бревнышку, все как на витрине магазина, только без ярких ценников.
31.
Солнце миновало полуденный рубеж, а наше путешествие благополучно завершилось. Осталось преодолеть небольшое поле, чтобы выйти на то самое место, откуда мы рано утром углубились в таинственную лесную чащу.
32.
Было желание задержаться здесь до заката, но уже не было ни сил, ни возможности. Мы оба надышались кислородом, и головная боль не заставила себя ждать, таким образом организм настойчиво напоминал, что пора бы возвращаться в привычную среду обитания, поближе к городской суете и загазованным улицам.
Как и обещал, совсем скоро отдельным блоком опубликую фотографии фресок, отснятые в Крестовоздвиженском храме.