Эту статью я просто обязана начать с повинного признания. Да-да. не удивляйтесь. Сейчас зажмурюсь, выдохну и... скажу. Дело в том, что я никогда не относилась серьезно к Вильнюсу. Из всех Прибалтийских стран и их столиц, прилежно зазубренных в школе, Вильнюс всегда казался мне чем-то аморфным, наполовину будто несуществующим, чем-то необязательным не то, что для посещения, а для выделения для него ячеек памяти. Полная стереотипов и предубеждений, я и ехала сюда, что называется, за компанию с Ригой и Таллином. Но вот я приехала... и поняла, как много времени прозябала в своем невежестве и зашоренности. Вильнюс, полный историй о отважных великих князьях их Прекрасных Дамах, полный религиозных артефактов, пронизанный светом и присутствием Бога, потряс меня до глубины души, пошатнув мои устои и заставив усомниться во всем, чему учили в школе.
Наше знакомство с Вильнюсом началось, конечно же, с Остробрамских ворот - единственных сохранившихся ворот городской стены - и часовни с чудотворным образом Матери Божией Остробрамской над ними. Готические эти ворота были построены в 1503-1522 гг., а часовня - намного позднее, в 1671 году.
В Вильнюсе много православных святынь, одной из которых является Церковь Святого Духа, которая располагается в Старом городе, неподалеку от Остробрамских ворот. Здесь же располагаются единственные на территории Литвы действующие православные мужской и женский монастыри. Кстати сказать, меня при входе за границей в православный храм всегда охватывает удивительное чувство - как будто частицу родного дома перенесли на сотни, а может - даже тысячи - километров и положили к твоим ногам. Восхитительное и волнующее ощущение!
Поистине шедеврами готической архитектуры являются костёл Бернардинцев и костёл Святой Анны, сплетающиеся с своей устремленности вверх в прекрасный архитектурный ансамбль Старого города. Костел Бернардинцев - это сокращенное название. Полное же звучит так: костёл святого Франциска и святого Бернардина. Это произведение искусства было построено 1506–1513 гг. Глядя на него, нетрудно догадаться, что его можно было использовать в абсолютно разных целей - и как место общения с Богом, так и оборонительное сооружение.
Костел Святой Анны, построенный в 1495-1500 гг., является в настоящее время самым фотографируемым зданием Вильнюса. Костел и правда изумительно красив: устремленные вверх изящные башни, какая-то неземная легкость красного кирпича, фронтон, который, по утверждению А. Папшиса, «не имеет себе равных не только в литовской, но и во всей восточноевропейской кирпичной готической архитектуре». Однако его внутреннее убранство, к сожалению, гораздо скромнее по сравнению с внешним оформлением.
Около вышеописанного ансамбля в 1984 году установлен памятник выдающемуся поэту Адаму Мицкевичу. И по сей день у его основания по вечерам зажигают свечи в память о гении, оказавшем большое влияние на польскую, белорусскую и литовскую литературу.
Костел Святого Казимира, в точнее - венчающая его корона - настоящий ориентир для туристов. По крайней мере, наш гид неоднократно повторяла: "Доходите до туда-то, видите корону костела Святого Казимира, и далее направо (налево)...". Надо отметить,что Казимир - очень почитаемый святой. В 1623-1636 гг. в эго-восточном углу Кафедрального собора в его честь была построена богато декорированная многочисленными фресками, декоративной лепниной и скульптурами капелла. Земная жизнь Казимира - образованного, целомудренного и необыкновенно скромного юноши, второго сына князя литовского Казимира IV, прошла в молитвах и оборвалась в 25 лет, как предполагают, от туберкулеза.
Если уж речь пошла о Вильнюсском Кафедральном соборе-базилике Св. Станислава и Св. Владислава, необходимо и продолжить. На самом деле, настоящий собор - уже четвертый, возведенный на этом месте. Считается, что первое здание в переходном от романского к готическому стиле с квадратным планом было построено в XIII веке на месте языческого храма в честь крещения Литвы королем Миндаугасом. После смерти Мингауса собор, возможно, стал языческим святилищем, но в XIV веке стараниями Ягайло здесь вновь был построен христианский храм с пятью часовнями.
Вообще, собор неоднократно разрушался, страдал от пожаров, отстраивался вновь и расширялся. Именно поэтому в наши дни он сочетает в себе черты самых разных стилей. Так, например, черты классицизма собор приобрел в XVIII веке благодаря осуществлению проекта известного архитектора Лауринаса Стуоки-Гуцявичюса.
Обязательно сходите туда на экскурсию, и там, в глубоком подземелье вы своими глазами сможете увидеть доказательства существования прежний зданий! И еще ного чего интересного, например - старейшую фреску Литвы, датированную концом XIV века, изображающую распятие Христа. Причем осматривают ее очень интересным способом: в помещение, где она находится, вход воспрещен, и она скрыта от глаз. Но безвыходную, казалось бы, ситуацию, спасает зеркало, расположенное под определенным углом - как, чтобы, отражая фреску, демонстрировать ее посетителям! Или мавзолей, в котором захоронены останки великого князя литовского Александраса и обеих жен Сигизмунда Августа Эльжбеты и Барборы, урна с сердцем Владислава Вазы. Вообще, подземелье - это отдельная история! Все сокровища, которые она скрывает, описать невозможно! Это нужно увидеть и прочувствовать, вдохнув древний воздух, побродив, подчас - согнувшись, по его лабиринтам. Как немного цинично сказала наш гид: "Пусть вас не смущает то что передвигаться порою очень трудно и неудобно. Помните: своими ногами сюда никто не приходил".
Здесь же, на площади перед Кафедральным собором, находится памятник основателю города Вильнюса - великому князю Литовскому Гедиминасу, установленный относительно недавно, в 1996 году.
И, конечно же, на Кафедральной площади, на обычно во время рождественских праздников, был установлен вертеп.
Костёл Святых Петра и Павла, заложенный в 1663 году, является одним из самых значимых памятников барокко Литвы и нередко именуется "жемчужиной барокко". Основал костел влиятельный магнат Михаил Казимир Пац, исполняя те самым обет, данный за свое спасение при бунте в войске и в ознаменование освобождения города от неприятеля. Сам Пац тоже похоронен здесь - следуя оставленным при жизни распоряжениям, его похоронили перед входом в костел как простого грешника. Но, с другой стороны, Пац, по сути, воздвиг над своей могилой памятник, оставшийся в веках. И в это состоит еще один контраст барокко: здесь уживаются скромность и помпезность, сребролюбие и нестяжательство, забвение и вечная слава...
Надо сказать что костел прекрасен как снаружи, так и внутри. Внутренний интерьер включает в себя более двух тысяч человекоподобных скульптур, разнообразные орнаменты, изображения всех известных в то время музыкальных инструментов.
Если уж речь идет о сакральных объектах Вильнюса, нельзя не упомянуть Музей церковного наследия, открывшийся в костёле Святого Архангела Михаила в 2009 году. В музее хранятся древнейшие сакральные ценности Литвы. В центре экспозиции – сокровища Вильнюсского кафедрального собора. Здесь также выставлены ювелирные шедевры, монстранции, мощевики, скульптуры и другие символы христианской набожности.
Рядом с костелом расположен памятник литовскому поэту, переводчику, общественному деятелю Людасу Гире.
Как и в других средневековых городах, в Вильнюсе есть своя Ратуша, основанная ориентировочно в конце XIV века. В настоящее врем здесь проходят разнообразные торжественные заседания,церемонии вручения различных наград и премий, празднования государственных праздников, приёмы делегаций, выставки, концерты, конференции и семинары.
Да, объекты, представляющие историческую ценность, безусловно интересны, но мне хотелось рассказать и о современной культурной жизни Вильнюса.Так, 28 мая 2009 года на улице Литерату была открыта "Стена литераторов", на которой собраны более 100 художественных объектов, создаваемых в течение двух лет литовскими художниками и скульпторами.
Обязательно прогуляйтесь по улице Пилес – одной из древнейших улиц Старого города. Здесь вы найдете очень много интересного, например – жилой дом в готическом стиле или галерею янтаря, куда ну просто обязательно надо заглянуть, ведь Литва славится своим балтийским янтарем, а сотрудники галереи с удовольствием прочитают вам лекцию об истории «солнечного камня» и о том, как не ошибиться в выборе украшений из него.
На пересечении улиц Пилес, Диджёйи и и Латако находится еще один сакральный объект, который, безусловно, дорог каждому русскому человеку, а именно – православный храм во имя Святой мученицы Параскевы Пятницы. «Что же в нем особенного?» - спросите вы. Да то, что в нем Петр I крестил арапа Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина!
В завершении своего повествования несколько строк я хотела бы посвятить атмосфере рождественского Вильнюса, которая особенно ощущается в вечернее время. Надеюсь, что следующие несколько фотографий помогут вам составить хотя бы поверхностное представление о ней.
Покидая Вильнюс, я поклялась себе обязательно возвратиться сюда снова и познакомиться с городом более тесно. Так что, Вильнюс, жди меня!