«А мама с папой ту-ту»,- говорю я сынишке, наливая чай в термос и любовно заворачивая бутерброды с колбасой и сыром в бумагу. Как давно мы не выбирались вдвоем с мужем в мини путешествия по России, после которых возвращаешься с горящими глазами и просветленной душой.
Едем в Старую Руссу. За тишиной и впечатлениями. Муж, как обычно рулевой, а я его верный штурман. У него чутье на засевших в кустах гаишников, а у меня на достопримечательности по дороге. 300 км. по трассе от Питера, 3о градусов мороза за бортом и 3 остановки гаишниками. Бог любит троицу. И бережет нас, потому что ломается наша машинка только на обратном пути за несколько метров от дома.
Едем с ветерком. И вместе с нами ускоряются белые бескрайние поля, длинные зонтики ядовитых растений, соком которых можно обжечься летом, рощицы по краям обочины, деревеньки с церквушками на холмах и дымом, валящим из труб домов. Огромное бледно-желтое солнце мелькает сквозь ветви деревьев то слева, то справа. Слепит в лобовое стекло.
И когда следишь неотрывно за еле видимым на горизонте краешком леса, который растёт, приближается, поворачивается навстречу по необъятному кругу, надвигается на тебя всё ближе и ближе, летит и несётся мимо своими кущами - приходит полное ощущение вращающейся гигантской карусели земли. Только успевай ловить взглядом ту настоящую, не придуманную жизнь, что несется тебе навстречу.
Через 3 часа пути въезжаем в Новгород. В Новгороде мы не впервые. И как обычно меня покоряет простота, гармоничность, неспешность этого старого уютного города. Неширокие улицы с домами 60-х годов, купола храмов, высокая нарядная елка на площади, слева от которой виднеются красно - кирпичные стены Кремля. Перед площадью всего один указатель на Старую Руссу. И на 40 километров указателей больше нет. Встречаются лишь таблички Шимск, Псков. Знаю, что дорога в Руссу всего одна, но сомневаюсь, правильно ли едем. И вот он заветный поворот. Сразу за которым, будто попадаешь в другую реальность.
Без машин, без людей. С редкими деревеньками со странными названиями типа Опочивалово или Померанье. С лисой, выскочившей из заиндивевших кустов у обочины наперерез машине. Резко тормозим. А плутовка, махнув рыжим пушистым хвостом на прощание, уже заметает следы по снежному лугу.
Еще несколько километров и останавливаемся возле часовенки с целебным источником неподалеку от деревни Буреги. Жадно глотаем свежего морозного воздуха, осторожно пробуем на вкус ледяную, обжигающую холодом воду.
И вздрагиваем от неожиданно скрипящего голоса: «С новым годом, ребята!» Оборачиваюсь, за моей спиной стоит старуха. Сгорбленная спина, морщинистые руки без варежек, клюка в руке. Лицо стесняюсь разглядывать. Но и без лица рождается ассоциация с бабой Ягой из сказки. Мелькает мысль, что сейчас начнет деньги просить или помощь. А она мне: «Бог в помощь, праздник сегодня светлый, загадай желание, сбудется». И все, никаких просьб. И людей вокруг ни души. Набрали воды, сели в машину. И только, когда отъехали, подумалось, а что там делала эта бабка? Будто нас ждала.
В Старой Руссе нас ждал гаишник, остановивший машину за мостом. Молодой разговорчивый парень, искренне подивился, зачем мы приехали в такой мороз, сразу после нового года.
Наш ответ «смотреть достопримечательности» его от души позабавил.
«Летом в наш город приезжать надо. Летом реки, Ильмень, рыбалка. А зимой…не то, что машин, пешеходов мало,- махнул он рукой. Впрочем, храмы у нас красивые.
Первый храмовый ансамбль, отмеченный крестиком у нас на карте, оказался краеведческим музеем и картинной галереей, расположенными в помещениях бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Обогнув Дом культуры и пройдя по узкой дорожке мимо заваленных бутылками из-под шампанского помоек и катка, в проеме между обшарпанными трехэтажками, мы увидели странно торчащую колокольню. Контрастную на фоне невзрачных домов, будто невесту на похоронах. Или барышню в курятнике.
Впрочем, через несколько метров, монастырь предстал перед нами во всей своей старо - русской красе, никак не желающей влезать полностью в объектив фотоаппарата. Величественный Спасский собор, небольшой храм Рождества христова…
Когда-то Спасо-Преображенский монастырь, возвышающийся на берегу реки Полисть, был обнесен мощной высокой оградой, на его территории находился большой сад, школа, семинария. Обитель владела обширными земельными угодьями, солеварнями, давшими начало Старо-Русскому курорту. Сейчас лишь несколько нелепых домиков советского периода постройки, обрамляют его старинные белокаменные храмы. Мимо которых, убегает вниз к реке дорожка почти деревенской улицы. И снова контраст, за деревянными сарайчиками вырастают пятиэтажки.