Продолжая тему Оглянуться в год минувший: города-открытия 2011 - Братислава, принимаюсь отматывать назад свою "дорожную ленту памяти" и переношусь — мысленно, снова и снова — в декабрь 2011, на Ближний Восток.
Воистину, пути Господни неисповедимы!.. Мое первое путешествие на Святую землю пришлось на последний месяц 2011 года и, можно сказать, стало подарком судьбы. Правда, преподнесли чудесный сюрприз совершенно реальные люди. Редактор UTG * Украинской ТурГазеты, буднично попросив поторопиться с отправкой формы по указанному адресу, переслала мне анкету для участия в пресс-туре. Его объявило Министерство по туризму Израиля в рамках 2-ой Международной конференции ‘Куда еще в Израиле 2011?' / Where else in Israel 2011?'.
Отослав бланк с вопросами-бинго, я даже позабыла в суете о туре, казавшемся сном, чтобы не досадовать на случай отказа. Но спустя неделю мне прислали программу, густо сдобренную названиями легендарных городов и мест, знакомых любому еще по школьному курсу всемирной истории.
Начинал этот список город, чье имя вызывает трепет в душе у миллионов людей, — Иерусалим!
В искусно сплетенной цепочке маршрута в 8 дней (его составляли специалисты высшей квалификации, влюбленные в свою страну) на Священный город отвели ¼ всего времени, т.е. два дня. Зато как тщательно их расписали, поручив реализацию идеи одному из лучших гидов, с кем мне случалось открывать для себя «знаковые» города!
И Григорий Тышлер стал для нашей мини-группы — с диктофонами, блокнотами и фотокамерами наперевес — настоящим проводником сквозь пласты эпох и хитросплетения идей, невообразимо плотно наслоенных в пределах одного из древнейших городов мира. С его тонкими комментариями и искренней влюбленностью в Иерусалим, мы увидели библейский город, что и сегодня стремится примирить непримиримых, приютить истово верующих и сомневающихся, без умолку спорящих и покорно принимающих его мудреную историю и основу 3-х мировых религий: иудаизма, христианства, ислама.
Непростая миссия для гида: за 48 часов ввести в прошлое длиной в 3,5 тысячи лет! Мы же были, как губки — внимали и впитывали обилие фактов и версий, сновали за ним по улочкам и площадям, проходили сквозь ворота, спускались под землю… Словом, взирали на город во всей его красе и славе. И в по-осеннему погожие дни начала декабря Иерусалим открылся перед нами — пестрым, разноголосым, разноликим, неугомонным… живым!
Сегодня, когда увиденное и услышанное, перебродив, отстоялось, хотела бы разделить с завсегдатаями ТУРБИНЫ и ее гостями то, что — без претензий на оригинальность — возможно, воодушевит кого-то на «свое» открытие этого вечного города.
Для этого привожу канву маршрута 1-го дня в Иерусалиме:
После ночного рейса — короткий отдых в гостинице Mount Zion, что стоит у края дороги на Хеврон (на иврите -Дерех Хеврон), вдоль склона холма, обращенного к Старому городу с его западной стороны. Открываешь окно поутру — и перед тобой легендарная гора Сион и силуэт башни Давида...
А вот рассказ о городе Давида и Иисуса, плотно свитый из фактов от истоков до наших дней, начался с ориентации на местности на Масличной горе. Точнее, с панорамной площадки на ее пологом склоне, над самым известным в мире еврейским кладбищем, сплошь в прямоугольниках светлых надробных плит (уверяют, их здесь не меньше 150 тысяч).
От осознания, что перед тобой — спрессованное время, живая история, пробирает дрожь. Вот он, старый Иерусалим по ту сторону Кедронского ущелья — с Храмовой горой и гигантским золотым шлемом купола над скалой.
Всматриваемся — и волнение сменяется восторгом: перед нами лежит залитый утренним солнцем старый город — с мощными крепостными стенами, с хорошо различимыми в них воротами и знакомыми — по фотографиям, книгам, фильмам — куполами храмов.
...После исторического пролога о городе мы перебрались к основанию Масличной горы, в Гефсиманию. В саду с кряжистыми оливами — места последней молитвы Иисуса — элегантный фасад Церкви Всех Наций. Его возвели уже в XX столетии на месте разрушенного храма Страстей Господних. В полутьме тускло отсвечивают мозаики под сводами да алтарь в виде чаши, и кажется, слышишь страстный шепот молящегося: «Пусть минует меня чаша сия…».
Выйдя из этой церкви, идем в другую, не столь изысканную внешне, но не менее значительную для истории христианства. В православном храме Гробницы Богородицы, глубоко под землей, перед чудотворной иконой Иерусалимской Божьей матери зыбко дрожат свечи и пахнет миррой. Это самое древнее в Иерусалиме здание византийской эпохи (3-4 век).
Далее маршрут привел нас к Храмовой горе. Оттуда — в Еврейский и Христианский кварталы. Остановка на площади у Стены плача, и снова вверх по древним ступеням и переходам, опять вниз — в нижние ярусы города... Третий час подряд мы перемещаемся из одной эпохи в другую — Иерусалим Давида, Ирода, крестоносцев, Сулеймана Великолепного...
Иллюстрациями к нашему маршруту были фрагменты из Ветхого завета и Евангелия, цитаты от известных мудрецов и путешественников, побывавших здесь, да эпизоды — то величавые, то горестные — из истории города и ее жителей.
К вечеру, выйдя через Яффские Ворота из Старого города и пробежав лишь пару маршев лестницы, мы, словно на машине времени, вернулись в день нынешний — на модный променад Мамилла, что в сумерках вспыхнул неоном реклам и блеском витрин с именами модных брендов. Там нас ждал ужин в аппетитно пахнущем павильоне ресторана Herzl, но и новый Иерусалим, и кухня этой страны — совсем иные темы. Пожалуй, не менее увлекательные и неоднозначные, чем экскурс в далекую историю. Но всему свое время!..
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Спасибо за уточнение! Хотя споры о прошлом я бы оставила историкам - тема особая и неоднозначная.
Действительно, как рассказал Григорий, наш гид по Израилю, земли в Иудее предположительно принадлежали народу семитско-хеттского происхождения - иевусеям. Воины Давида, 2-го царя Израиля, объединившего его земли с территорией Иудеи и сплотившего евреев в единое государство, взяли штурмом акрополь на горе Сион в главном городе иевусеев - Салиме. Давид же перенес туда из прежней столицы - Хеврона - главную реликвию (Ковчег завета), обеспечив тем самым Иерусалиму статус священного города. Кроме того, он монументально застроил город, сделав его столицей объединенного государства.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.