От Бангкока до Лопбури (или Лоп-Бури) можно доехать не только на автобусе, но и на поезде. В то время, как автобусы прибывают на автовокзал где-то на дальней восточной окраине, поезд приходит на станцию, расположенную в самом-самом центре города. Мы приехали уже в темноте, но пошли от станции пешком. Все гостиницы и гестхаусы для бэкпакеров находятся в зоне пешеходной доступности от железнодорожного вокзала.
Поселились в стандартной, без претензий, но достаточно чистой китайской гостинице. Причем, создалось ощущение, что мы оказались чуть ли не единственными постояльцами четырехэтажной гостиницы. Гостиница бетонная и по первому впечатлению сильно напоминает … тюрьму. Все окна и двери заделаны очень мелкой решеткой. Ощущение, что находишься если и не в настоящей тюрьме, то как минимум в зоопарке в какой-нибудь клетке. И последнее впечатление как раз недалеко от истины. Только зоопарк не внутри гостиницы, а снаружи. Лопбури давно и довольно плотно оккупировали обезьяны. Этот город в Таиланде так и известен, как «Город обезьян». Обезьяны привлекают сюда туристов и поклонников (в храмы со «священными обезьянами»). Но они же стали и настоящим бедствием. От обезьян нигде нет спасения. Они без всякого уважения к частной собственности бродят по всем домам и дворам, забираются в случайно оставленные открытыми окна и двери. При этом, конечно, нет и речи о том, чтобы их отстреливать или хоть как-то третировать — все же Будда в одном из перерождений тоже был обезьяной, поэтому сейчас рука ни у одного правоверного буддиста на обезьяну не поднимется.
Главная кормушка для обезьян
Обезьяны стали «визитной карточкой» главного буддистского храма города (по-русски правильнее говорить не храма, а кумирни) - Сарн Пра Карн (Sarn Phra Karn). Обезьян здесь не просто терпят, их наоборот всячески лелеют и подкармливают. Слева от входа под деревом свалена огромная куча еды. Туда регулярно привозят зеленые кокосовые орехи — основная еда местных обезьян (типа картошки или риса), а также сладости — лотосы и … бутылочки с йогуртом. Чуть поодаль стоит огромный глиняный кувшин с водой. В нем обезьяны моются, прихорашиваются. Его же используют для игр и состязаний в смелости — забираются на забор и прыгают с него в воду, стараясь создать самый высокий фонтан из брызг. У начала лестницы, ведущей к стоящему на возвышении храму, также статуи не слонов или львов и даже не змея нага, а именно каменных обезьян. Сам храм, правда, от обезьян все же охраняют — иначе они быстро бы навели там свой «порядок». В этом храме, как и повсюду в центре города, на окнах решетки с мелкими ячейками — от обезьян.
Храмы с обезьянами
Сарн Пра Карн — самый популярный у паломников храм. А самый древний и самый главный местный храм стоит прямо напротив — по диагонали через железнодорожный переезд. Именно руины кхмерского храма Пранг Сам Йот (Phra Prang Sam Yot) можно увидеть во всех путеводителях и на туристических открытках. Этот храм был построен кхмерами в XIII веке в классическом кхмерском стиле (действительно, очень похоже на храмы Ангкор-вата). Храм строился как индуистский. А три его башни - пранга символизируют трех индуистских богов - Брахма, Вишну и Шива. Конечно позднее храм переделали в буддистский и установили статуи Будды. Обезьяны там тоже есть — в огромном количестве. Но там их не кормят (хотя, судя по непомерно высокой по тайским меркам стоимости входного билета, в него включен и сбор «на еду для обезьян»). Возможно, именно поэтому они ведут себя агрессивнее по отношению к редким забредающим туристам. И вообще, когда заглядываешь внутрь этого храма, чувствуешь себя незваным гостей в большой дружной обезьяньей семье. Причем, реагируют они именно так, как реагировала бы нормальная семья на непрошеных гостей. Часть — с нескрываемым безразличием, а часть — с ярко выраженной агрессией. Никто не радуется. Все же это храм принадлежит именно им. И не только храм.
Столица обезьян
Местные жители уверены, что и весь город Лопбури — это ни что иное как столица древнего царства обезьян, описанного в эпосе «Рамакиен» (тайский вариант индийского эпоса «Рамаяна»). Король обезьян Хануман принимал самое деятельное участие в развитии сюжета древнего эпоса. В нем описано, как он — уже будучи царем обезьян (а по происхождению — сыном бога ветра) — превратился превратился в маленькую обезьяну, чтобы отправиться на поиски похищенной жены бога Рамы - Ситы. После того, как во многом благодаря усилиям Ханумана, Ситу освободили, сам рама пожаловал ему во владение землю, где он смог создать свое обезьянье царство. Конкретных географических привязок в эпосе нет. Но жители Лопбури полагают, что столица этого мифического царства находилось именно в их родном городе. Именно это, наверное, и помогает им спокойнее реагировать на злобные нападки и непочтительное поведение непомерно расплодившихся обезьян.
Бюджет
Виза. На 30 дней — въезд безвизовый.
Валюта. 1 доллар США = 28.6 (в аэропорту) или 29.65 (в Бангкоке)
Транспорт. Поезд Бангкок — Лопбури — 28 бат. Поезд Лопбури — Пхитсанулок — 395 бат. Ночлег. Отель в Лопбури — 350 бат (за 3-х).
Еда. Нарезанные фрукты — 10-15 бат. Мангостин — 25 бат, Розовые яблоки — 40 бат. Пакект молока 0.2 л. - 9.5 бат. Вода 0.5 л. - 5-7 бат. 1.5 литра — 13-15 бат. Сгущенка — 25 бат. Пиво Чанг 0.64 — 40-44 бата (в магазине) или 60-90 бат в кафе.. Чистый рис — 20 бат. Рис с морепродуктами — 90 бат. Рамбутан — 20 бат. Резаный арбуз — 15 бат.
Достопримечательности. Достопримечательности. Храм Пранг Сам Йот — 50 бат. Дом посла в Лопбури — 50 бат. Дворец короля Нараи в Лопбури — 150 бат.