Дорога до Хельсинки была отвратительной. Снова пришлось ехать по Королевскому тракту, но на этот раз вместо испепеляющих солнечных лучей с неба извергались потоки воды. Говоря попросту – лило как из ведра. И приятного в этом было мало. Несмотря на то, что от Порвоо до Хельсинки предстояло преодолеть всего лишь 50 километров на это ушел почти весь день.
Хельсинки довольно крупный город, сильно разросшийся благодаря городам-спутникам, которые теперь являются скорее его районами нежели отдельными населенными пунктами. Искать дорогу в кемпинг через столь запутанную и внушительную инфраструктуру верхом на железном коне, да в придачу под проливным дождем не хотелось. Поэтому найдя в пригороде ближайшую станцию метро я отправился на противоположный конец финского мегаполиса – в Растила.
Вообще финское метро заслуживает отдельной похвалы. Оно довольно маленькое и большей частью совсем не подземное, да и особой эстетикой не блещет, но ездить в нем намного комфортнее и удобнее чем в его Санкт-Петербургском соседе. Первое – в нем нет турникетов. То есть совсем. И касс. Тоже совсем. Вместо них установлены удобные автоматы по продаже билетов. Но это не означает что вы можете со спокойной совестью кататься бесплатно. То есть конечно вы можете попытать удачу, но если ваша ушастость всплывет наружу – штраф составляет порядка 40-50 евро. При стоимости одноразового билета (2 евро) думаю риск себя не оправдывает. Жаль что это нереально реализовать в таком густонаселенном городе как Петербург. Второе же – в поездах Хельсингского метро тихо. То есть абсолютно. Сидя в одном конце длинного оранжевого вагона вы можете четко расслышать тихий разговор в противоположной его части. Это связано с тем что сам ход поезда осуществляется каким-то иным видом двигателся, чем в российском метро. Увы в поездостроении я не силен и большего сказать не могу. И самое важное… в метро Хельсинки разрешен и абсолютно бесплатен провоз велосипедов! Чтобы попасть на любую станцию достаточно воспользоваться лифтом.
Тем временем оранжевый червяк выплюнул меня в Растила. Кемпинг был где-то совсем рядом, но я в очередной раз проявив вершину географического кретинизма в поиске жилья покружил по округе прежде чем наконец подъехать к ресепшну, находящемуся на деле в двух минутах езды от метро. Надо заметить что кемпинг в Растиле один из самых дорогих попавшихся мне по пути. За четыре ночи я отдал порядка 50 евро (включая монетки на стирку). Впрочем столица, все дела…
Найти удобное место оказалось не так-то просто. Народу в кемпинге было много и если кто-то освобождал маленькую площадку ее тут же занимали вновь прибывшие. Несмотря на заполненность кемпинг хорош, разве что кого-то могут беспокоить идущие на посадку в аэропорт Ванта Боинги и прочие железные птицы пролетающие прямо над головами.
Разместившись занялся организационно-хозяйственными делами. Стирка, ревизия барахла, покупка карточки Хельсинки, составление плана посещения интересующих меня мест. Из этого самое важное – приобретение карточки Хельсинки. Эта туристическая приблуда продающаяся в крупных городах Скандинавии позволяет вам значительно сэкономить на посещении музеев, магазинов, ресторанов и делает абсолютно бесплатным проезд на ВСЕХ видах городского транспорта в черте города. Карта действительна с того момента как вы поставите на ней дату и подпись. Сроки действия варьируются от 1 до 5 дней. Соответственно разниться и цена. Двухдневная обошлась мне в 45 евро, но без нее я бы потратил около 70. При длительном путешествии без денежного дохода это существенная экономия.
Оставшееся до сна время ушло на составление маршрута «культурной программы». Дождь все еще продолжался.
К утру лить перестало, но тучи то и дело закрывали небесную голубизну угрожая пролиться новыми дождями. Собравшись я отправился в центр города чтобы осуществить свою давнюю заветную мечту…
В 1913 году по проекту финских архитекторов Сааринена и Гизелиуса в Выборге был построен великолепный гранитный вокзал. Огромное красивейшее здание служило лицом города для прибывавших сюда пассажиров. В то время Выборг был крупным транспортным узлом и вторым по величине городом Финляндии. Но началась война и вокзал был уничтожен до основания (я намеренно не говорю кем и при каких обстоятельствах чтобы не вдаваться в политику, но догадаться не трудно). Вместо него возвели что-то страшное и убогое. Увы, историю вспять не повернуть. И как бы не хотелось мне увидеть воочию эту красоту мечта оставалась мечтой. До тех пор пока я не узнал что почти точная копия Выборгского вокзала находиться в Хельсинки.
И вот, спустя несколько лет ожидания я смог наконец увидеть его. Отличия незначительны, и не так уж сложно представить себя ожидающим экспресса Выборг – Хельсинки в далеком 1913…
Возвращаясь с небес на землю отмечу что на вокзале можно подкрепиться чрезвычайно вкусными багетами от сети Bagetti. Они стоят своих денег. Так же вокзал является самым запрущенной велосипедной стоянкой из всех что мне встречались.
После сцен трогательной ностальгии об ушедшем я направился в сторону порта, заглянув по пути на Сенатскую площадь. Нет пожалуй ни одного туриста, который при посещении Хельсинки не бывал здесь. Но не всех их ждал здесь замечательный подарок. Но об этом позже, а пока я заглянул в здание старинного рынка и направился к морским паромам курсирующим между материковой частью Хельсинки и крепостью Суоменлинна. Не вижу необходимости приводить здесь ее весьма долгую и богатую на события историю, которую при желании любой может найти в интернете.
По карточке Хельсинки паром бесплатен и я поспешил занять место на быстро наполнявшемся судне. Сейчас Суоменлинна – объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Ее ежедневно посещает огромное число туристов, но в то же время крепость является полноценным жилым кварталом города. Мы быстро удаляемся от берега и позади открывается понарамный вид на город.
По началу Суоменлинна производила удручающее настроение, но в конце концов это морская крепость. А что происходит с морскими островами когда выглядывает солнце? Правильно, они преобращаются в острова-сказки. Здесь очень красиво и хочется бродить часами, что размер острова вполне позволяет.
Мощные потоки ветра постоянно омывают высокие крепостные валы. Когда пропускаешь очередную группу туристов вперед и остаешься наверху в одиночестве, можно увидеть чаек, которые планируют на ветру. Они совсем не бояться одинокого путешественника, возможно чувствую что-то родственное, может то же стремление к свободе, и можно протянуть руку и притронуться к этим гордым морским птицам парящим буквально в полуметре от твоего лица. Птицы пропадают едва на горизонте появляется очередной выводок тургрупп, но пережитые мгновения восторга и ощущения единства с ветром и морем остаются навсегда.
Великолепно сохранившихся помещениях крепости располагается несколько музеев представляющих собой Военный Музей Финляндии. Я уделил внимание музею истории крепости, а так же заглянул на борт подводной лодки «Весикко» установленной здесь как экспонат в 1973 году. Так же на острове расположен функционирующий сухой док.
Дело шло к вечеру и я поспешил на обратный паром. Когда я возвращался по узкой улочке к Сенатской площади до моих ушей донеслась легкая мелодия. Ускорив шаг я через несколько минут оказался у Кафедрального собора. Здесь заканчивается реальность и начинается волшебство. Перед ступенями главного храма Финляндии играл на рояле молодой человек. Звуки его инструмента разносились по площади, проникая в дома, просачиваясь на соседние улицы, заставляли людей останавливаться и слушать. Слушать музыку души, потому что не осталось там неравнодушных слушателей в этот теплый летний вечер. Площадь погрузилась в задумчивость и меланхолию и когда музыка стихла люди растерянно заозирались пытаясь понять откуда доносится легкое словно эхо повторение только что сыгранного. Это звонари собора решили подыграть человеку с роялем.
Давид Мартелло, итальянец немецкого происхождения, композитор и музыкант. Этим летом он совершает поездку по Европе со своей музыкой. В одиночку, на машине с прицепом в который грузит свой инструмент самостоятельно, он посещает столицы стран играя лишь несколько часов в сердце города и продолжает свой путь.
В приподнятом настроении я помог двум милым японочкам сфотографироваться на фоне собора и проводив взглядом машину музыканта отправился в кемпинг. Этот был один из интереснейших дней в жизни и запомнится на долгие годы.
А на завтра я отправился в пригород Хельсинки на самый крупный технический музей страны. Он находится в расположившихся на островке посреди реки зданиях бывшей электростанции питавшей молодой город много лет назад. Сейчас русло перекрыли превратив в живописный водопад на кромке которого иногда любят плавать утки.
Музей достаточно велик и очень – очень интересен. При условии что вам хватит одного лишь технико-логического мышления чтобы понять и осмыслить имеющуюся здесь информацию. Загвоздка в том что единственный язык экспозиций – финский. Помимо прочего сам музей является огромным образцом прошлого. Можно осмотреть его внушительные турбины и воистину гигантскую печь, представить как работали подобные конструкции ранее.
В этот же день я решил побывать и в двух самых туристических объектах Хельсинки. А то право даже как-то неприлично побывать в столице Финляндии и не посетить знаменитую кирху в скале и памятник Сибелиусу. В кирхе было немного людей и удалось насладиться ее изысканной красотой. А вот безлюдное по началу пространство вокруг памятника Сибелиуса быстро заполнилось огромным количеством шумных иностранцев. Оставив его на растерзание толпам туристов я заглянул в последнее интересовавшее меня место – музей театра, произведшим впечатление причастности к волшебному миру лицедейства. Когда в полном одиночестве бродишь по необычно оформленным залам музея и внезапно оказываешь в самой настоящей гардеробной где рядами висят удивительные костюмы…
А пользуясь близостью (все они расположены в одном здании)заглянул в музей фотографии и музей ресторанного дела, но ничего особенно интересного для себя не обнаружил.
После этого поспешил на вокзал чтобы приобрести билет до Турку. Это решение было принято после долгого рассмотрения вариантов дальнейшего пути. Не вдаваясь в долгие пояснения скажу лишь что расстояние в 100 километров по Королевской дороге я не был готов преодолеть за один день, а согласно имевшейся у меня информации кемпингов по пути не предвиделось. Стоять же в палатке на природе я не видел возможным в таком густонаселенном районе. Билет обошелся в сущие копейки что потом сильно удивило встреченную мною пару велотуристов.
Перед сном просматривая прихваченный где-то в городе туристический буклет я с удивлением узнал что в Хельсинки есть музей печати. Сами понимаете, для полиграфиста это хуже сыра в мышеловке. Решено было во чтобы то ни стало посетить его перед отъездом.
Для этого я встал пораньше и под собравшись под вновь начавшимся ливнем направился в центр вместе с велосипедом и всей поклажей. Мне нужно было успеть посетить музей в течении часа и после сразу отправляться на вокзал. В городе меня подстерегала удивительная действительность. Похоже во всем Хельсинки одному мне пришло в голову защищаться от дождя надев дождевик. Женщины и девушки в платьях бодро спешили по своим делам в легких платьях и босоножках, мамаши спокойно катили коляски с детьми, про мужчин и говорить нечего. Невольно начинаешь думать о разнице менталитетов и приоритетов.
Простояв под дождем полчаса до открытия музея я с предвкушением спустился в расположенную в цокольном этаже святую святых полиграфии. Надо отдать должное музею, он хоть и не велик, но в нем можно почерпнуть очень много интересного, о чем нигде больше не скажут.
Идя по перрону вокзала к поезду я говорил «до свидания» Хельсинки. Яркому городу солнца и летних дождей, такому живому и самобытному. А впереди был Турку и Аландские острова…