Полдня мы бродили по пещерам. Большая часть пещер По Вин Даунг очевидно искусственного происхождения. Их вырубали в скалах с помощью примитивных инструментов — почти как пещерные церкви в турецкой Каппадокии (там тоже есть фрески на стенах). После того, как побываешь в нескольких десятках пещер, начинаешь замечать повторяющиеся элементы структуры. Вход обычно очень маленький — войти можно только пригнувшись (вход, вероятно, рассчитан не на европейский, а на бирманский рост), внутри зал или длинная галерея (два стандартных варианта) с одним большим, несколькими средними или целым рядом сравнительно небольших Будд. В пещерах статуи только сидящего или лежащего Будды (все же трудно вырубать потолок на большой высоте), а статуи стоящего Будды обычно снаружи — в небольших по глубине выемках в скалах. Статуи делали из кирпича, а потом обмазывали их цементом. Там, где цемент отвалился, кирпичи прекрасно видны. На стенах фрески (как правило, красной краской по белому фону) с изображением сценок из буддистских джатак, эпизодов из жизни Гаутамы Будды или героев народного бирманского фольклора. Плюс много абстрактных и цветочных орнаментов. Часть фресок сохранилась в очень приличном состоянии, но многие пора реставрировать, пока не будет уже слишком поздно. Однако, никакой активности по реставрации или ремонту не видно. Только часть статуй — вероятно, самые ценные — заключили в решетку. Наверное, боятся, что их украдут? Или изуродуют вандалы?
В обратный путь
Когда мы ехали на экскурсию в пещеры По Вин Даунг, у нас была идея остаться где-то здесь на ночь — палатка-то у нас есть, а дождя не предвидится (здесь тоже сезон дождей, но сама местность — засушливая саванна, сразу видно, что с дождями здесь не густо). Однако, место оказалось на редкость не душевное. Как-то совсем не захотелось здесь оставаться. Поедем назад в Мониву.
Опять на джипе 25 км до пристани в деревне Няунгбин, затем на пароме через реку. И вот мы опять в Мониве. Дело к вечеру, пора искать себе место для ночлега.
Сюда не ходи, туда ходи!
По пути на паром, неподалеку от башни с часами я краем глаза заметил гостиницу с вывеской «Guesthouse» - на английском языке. Туда и отправимся. Гостиницу мы нашли быстро, и свободные места в ней есть. Но нас там не приняли! В Мониве (как и во всей Мьянме) сегрегация нормальных людей и «зачумленных» туристов-иностранцев характерна прослеживается не только на пароме через реку, но и в гостиницах. Иностранцев могут поселить только в специально сертифицированных для приема иностранцев гостиницах. Эти гостиницы не обязательно лучше — все же коррупция в Мьянме не меньше, чем в России. Важен не уровень гостиницы сам по себе, а уровень связей ее владельца. Понятно, что, как правило, то, кто побогаче, у тех и связи с бюрократами получше, Но бывают и исключения — как в ту, так и в другую сторону. Есть прекрасные гостиницы, не сертифицированные для иностранцев, но встречаются и типичные бичеприемники, в которых иностранцев разрешено принимать. Это, конечно, для меня не новость. Но удивляет другое. Зачем КРУПНЫМИ буквами на АНГЛИЙСКОМ языке писать табличку на гостинице, в которой иностранцев не принимают?
Владелец «несертифицированной» гостиницы прекрасно говорит по-английски. По его словам, выбор в Мониве небольшой — только два отеля. Один, самый дорогой отель города, прямо по соседству с башней с часами, а второй — примерно в километре отсюда, с противоположной стороны главной городской пагоды. Посмотрели оба варианта. И второй нам понравился больше. Иностранцев там принять могут, но, кроме нас никого нет. Поэтому нам предложили несколько разных комнат на выбор. Мы предпочли поселиться на самом верху. Интересно, что здесь такие комнаты не ценят. Комнаты на верхнем этаже сильно прогреваются под солнцем. Днем там просто нельзя находится. Но нам-то и не надо днем по гостиницам сидеть. А по ночам вполне терпимо. Обычно мы специально выбираем комнаты без кондиционера. Обычно достаточно вентилятора, чтобы было уже не так жарко. Под кондиционером же и простыть недолго. Но здесь выбора не было. Все комнаты — с кондиционерами. Удивило, как здесь кондиционеры поставили. Стекла одинарные, рамы — с огромными дырами. Мимо кондиционера проходит не меньше воздуха, чем через него. Половина электричества уходит на охлаждение не комнаты, а окружающего гостиницу пространства. Видимо, электричество здесь очень дешевое. Как обычно и бывает в Мьянме, электричество — дешевое, но оно не всегда есть. Вот и этой ночью его больше не было, чем было. А дизель-генератор здесь, вероятно, считается непозволительной роскошью.
Бюджет
Виза. На 28 дней через турфирму на Каосан роад — 2500 бат.
Валюта. 1 доллар США = 700 чат.
Транспорт. Автобус Мандалай — Монива — 1800 чат. Паром через реку в Мониве — 500 чат (после 17.00 — 600 чат). Джип на 1-5 чел — 15 тыс. чат.
Ночлег. Гостиница Гарден Отель в Мандалае — 12 долларов 2-мест. В Мониве — 7 долл с чел с завтраком.
Еда. Ананас — 200 – 700 чат/шт, манго 200 чат/шт. Печенье 300 гр — 1 тыс. чат. Лапша с мясом — 1500 чат. Пиво Мьянма 1250- 2000 чат. Пиво Мандалай 0.64 — 950 чат. Рис с овощами — 1200 чат. Суп-лапша — 500 чат. Суп — 300 чат. Чай с молоком — 200 чат. Чай зеленый — бесплатно.
Достопримечательности. Пещеры По Вин Даунг у Монивы — 2 доллара. Экскурсия на тук-туке из Монивы к монастырю Тхамбудхе — 10 тыс. чат (на пятерых). Вход в храм на территории монастыря — 3 доллара. Лежащий и стоящий Будды — бесплатно.