Гора Шаан-Кая и её окрестности устойчиво ассоциируются в моём сознании с североамериканским Йосимити — этакая миниатюрная его копия, ничуть не менее Эль-Капитана достойная статуса национального парка. Впрочем, похожий статус присутствует — номинально эти места под защитой Ялтинского горно-лесного заповедника. Этот заповедник не так жёстко закрыт, как Крымский Природный — ведь у нас часто если заповедник, значит, хода нет, и никто этой сбережённой красоты не видит. А места эти надо показывать, пропагандировать, гордиться ими, пробуждать здесь в людях фантазию, чувство прекрасного — тогда и беречь красоту проще будет… Наверное.
Так вот, Шаан-Кая (Нишан-кая, Ишан-Кая, Мишень) — отдельностоящая от Ай-Петринской яйлы вершина недалеко от Алупки — несомненно, одно из самых красивых и зрелищных мест в Крыму. Было…
В августе 2007 года на форуме «Отдых в Крыму» появилась запись известного крымского автора Александра Гайко: «Вчера, 24 августа 2007г. примерно в 20:30 наверху, немного ниже плато, появился очаг пожара. Место очага — западнее тропы через Малай-Богаз. Кто был в Алупке, тот помнит, что к плато Ай-Петри поднимается треугольник леса, который своей вершиной лишь немного не достаёт до самого верха. Через этот треугольник и идёт наверх крутая тропа, выходящая к перевалу Малай-Богаз. Тропа идет правее вершины треугольника, если смотреть снизу, но есть боковая тропка налево, которая чуть ниже этой вершины и заканчивается. Похоже, туристы промахнулись, и вместо того, чтобы взять на развилке правее, пошли налево и уткнулись в скалы. А может и специально решили там шашлычок устроить. Это уже не суть. Полыхнуло так...»
Чтобы можно было представить масштаб катастрофы, просто процитирую ещё несколько записей с того же форума.
«26-08-07, 11:51. Ничего утешительного. Пожар уверенно движется на запад. Горит вокруг Шаан-Кая, горит над Касимовкой, горит над «Южнобережным». Вчера вроде как притих пожар в районе Малай-Богаза, сегодня разгорелся с новой силой. Пожарная техника присутствует, пожар пытаются тушить, но при таких масштабах техники и людей должно быть примерено в 50 раз больше...»
«26-08-07, 16:23. На месте пожара на территории Алупкинского лесничества Ялтинского горно-лесного природного заповедника погибли два человека. Как сообщает «5 канал» со ссылкой на пресс-службу МЧС в АР Крым, в своем автомобиле, окружённом огнём, погибли муж и жена. Как выяснилось, пожар в заповеднике возник в результате разжигания костра жителем Харькова, который 24 августа заблудился в лесу.»
«26-08-07, 18:44. очень пугающие фото из Симеиза.»
«26-08-07, 20:28. Помощник начальника крымского Главка МЧС Украины в автономии Владимир Иванов информирует, что на месте пожара работают 802 человека и 57 единиц специальной техники… Сейчас общая площадь леса, охваченная огнем, составляет 54 гектара.
Как стало известно ранее, виновником пожара на территории Алупкинского лесничества Ялтинского горно-лесного заповедника является 29-летний турист из Харькова, который, заблудившись в пятницу, развел огонь, чтобы привлечь к себе внимание. Костёр через несколько минут охватил площадь в несколько сот квадратных метров. Спасатели МинЧС подоспели к туристу в момент, когда огонь представлял угрозу его жизни. Ведётся следствие».
«27-08-07, 10:58. Вчера, во второй половине дня установился полнейший штиль… Дым и огонь утихли, появились горы, остался один большой локальный очаг и много мелких. Но, к сожалению, ночью опять разгорелось так, как будто и не тушили ничего. При полном штиле огонь очень медленно и очень верно распространяется во все стороны. Уже перекрыто движение по трассе в районе Алупки. Я уже не говорю о том, что канатка не работает с самой субботы. Город заволокло едким дымом. С утра, наконец-то, впервые за всё время, появился вертолёт с бочкой. Этой бочкой вертолет черпает морскую воду, потом сбрасывает воду в огонь. Сделав шесть или семь рейсов, вертолёт улетел в Ялту на заправку и появился только через полтора часа. Мёртвому припарка. Похоже, пожар сможет затушить только очень сильный ливень. Но по прогнозу синоптиков, сезон дождей откладывается до второй половины сентября. Последствий пожара пока не видно, всё в дыму».
«28-08-07, 13:03. Вчера, 27 августа, к одинокому вертолёту, который тушил из бочки лес, присоединились ещё два из Херсона, несколько позже — ещё один военный. Дружно, практически без перерывов, они летали почти до темноты. Ёмкость бочки — две с половиной тонны. Также около 12:00 к ним присоединился ещё и пожарный самолёт, который берёт на борт уже 8,5 тонн воды. Сообща основные очаги пожара удалось локализовать. Сильный ветер, который было поднимался вчера ближе к ночи, скоро утих. Поэтому сегодня утром осталось только сделать профилактическую проливку тлеющих очагов двумя вертолетами. Сейчас над Алупкой тихо, стоит ясная безветренная погода, и очень хорошо виден лес. Последствия ужасны — от Крестовой Горы и до Голубого залива выгорело примерно 70% леса!
Из сведений в прессе пока неясно, было ли туристу ЯВНОЕ указание от спасателей, чтобы он развёл костер. По крайнем мере, когда турист связывался со спасателями по мобильному телефону, его ПРОСИЛИ обозначить так или иначе своё место фонариком или хотя бы вспышкой от фотика. Возможно, это и натолкнуло его на мысль разжечь костёр. Запись переговоров по мобильным у сотового оператора имеется, дальше — дело техники. Теперь уже поздно махать кулаками, но, видимо, в будущем, в такой ситуации туриста надо красочно предупреждать, что если он разведёт огонь, то сам же в нём и сгорит.
А лучше — перекрыть очень жёстко доступ в Крымские леса, как это было при социализме. Как это ни прискорбно звучит. Но ведь останемся же без леса совсем...»
Похоже, что и этот пожар и эти слова Александра Гайко кто-то вспомнил, перекрывая леса жарким летом 2010 года. Тогда в Сети было много споров — мы, мол, хорошие и костров не жжём. Но, глядя даже сейчас — спустя четыре года — на последствия того пожара, невольно соглашаешься с любыми самыми жёсткими мерами, лишь бы они помогли предотвратить такие катастрофы. К слову, в десятом — помогли.
В свой первый поход к Шаан-Кая мы отправились в начале октября 2009 года. О пожаре мы слышали. Друзья из Алупки рассказывали, что раньше любили ходить в верховой лес за маслятами, но теперь… Теперь делать там нечего. Смотреть на выжженный лес больно, и даже жёстче выражались — не на что там смотреть, не ходите! Но неизвестное манит, виденные в Сети фотографии дразнили, а солнечная, тёплая погода обещала чудесный день…
Маршрут начинается от трассы "Ялта-Севастополь". Развилка, за которой начинается грунтовка, находится почти аккурат над остановкой «Пожарка» в Алупке — оттуда круто вверх уходит узенькая улочка к трассе, на которой надо свернуть влево и с километр пройтись на запад. Мы же, сдуру, вместо того чтобы от остановки «Питомник» вернуться немного к Ялте, прямо у перекрёстка со Старым Севастопольским шоссе влезли к виноградникам и шли вдоль них. Лучше так не делать — могут и покусать… А чтобы проще было сориентироваться, приведу карту с сайта «О Крыме затаив дыхание».
А потом начался лес. Точнее, то, что от него осталось… Нет, не правы жители Алупки — смотреть есть на что. Более того, смотреть на это надо. И как отмечалось выше, приводить и показывать. Надо отдать должное крымским педагогам — водят и показывают, мы не раз встречали здесь школяров… Это во-первых. А во-вторых, да, стало жутковато, но ведь и красота же осталась. Даже идя по пожарищу, поражаешься богатству и щедрости здешних пейзажей.
У скал «Малый Шанхай» надо принимать решение, куда идти дальше — здесь своеобразная развилка.
Прямо над нами отвесная стена Шаан-Кая, которую местные жители гораздо чаще называют более благозвучным для русского уха словом «Шанхай». Её южный склон более чем крут — это 250-метровая стена с отрицательным уклоном. В переводе с тюркского Шаан-Кая (871м) означает «Соколиная скала», доступная только соколам. Шаан-Кая — культовая гора для крымского альпинизма, к вершине ведёт всего несколько маршрутов, и почти все они максимально сложные — категории от 5Б до 8Б по альпинистской классификации. В общем, прямо ходят только опытные альпинисты, нам же надо выбрать: обойти гору справа по Восточной Шанхайской или пойти налево по более зрелищной, но более сложной, Западной Шанхайской тропе. Мы выбрали зрелища. Тем более что для первого знакомства со здешними местами мы решили ограничиться восхождением на Шаан-Кая с севера и возвращением в Алупку. Хотя время на подъём к Ай-Петринской яйле было, но решили оставить это приключение на потом, дабы не всё смачное сразу.
Впрочем, от скал мы ушли далеко не сразу — уж очень мощное зрелище эти скалы над головой, эти громадные валуны, утопающие в бордовых зарослях скумпии… А ещё солнце, прячущееся время от времени в облаках, выглядывая из-за них, так преображало пейзаж, что оторваться от созерцания этого бесконечного разнообразия было ну очень трудно. Но так как мы отказались от подъёма на яйлу, времени у нас было предостаточно, чтобы и насладиться видом застилающих полнеба скал, и полюбоваться панорамой скальной стены от Шаан-Кая до Ай-Петри, поражающей масштабом и величием, даже несмотря на выжженный лес внизу.
Никак не могли уйти с вершины — начали было спускаться, но вышло солнце, и мы опять вернулись.
На редкость уютное место — хорошо там, сидя под старыми соснами, любоваться бесконечными просторами. Очень хорошо… Если не у обрыва, конечно — там жутковато.
И так грустно было спускаться вниз, огибая скалы уже с восточной стороны, по ужасному чёрному лесу, шурша золой под ногами. Да, маслята тут будут теперь не скоро… Уже два года лесничество расчищает местность от выгоревших стволов, превращая лес в обширные поляны, но, похоже, работы им хватит ещё надолго…
Нам же остаётся набраться терпения и ждать, когда природа затянет свои шрамы. И будем надеяться, что люди ей помогут, а главное — сделают правильные выводы из полученного урока…
Больше фотографий в альбоме: Крымский Шанхай