Джон Ивлин писал: "Из всех мест, что видел в Италии, Верону я сделал бы своим домом". Мы приехали в Верону в ослепительно солнечный день. Розовый мрамор - первое, что замечаешь в Вероне. Он здесь повсюду: площади, здания, даже сточные канавы. Самое огромное сооружение из мрамора, конечно же, древний римский амфитеатр на 22 тысячи человек. Даже самые дешевые места в последних рядах сделаны из мрамора.
Во время нашего осмотра амфитеатра (веронцы называют его ареной) сцену монтировали для оперы Верди. Глядя на рабочих, очень ярко представлялась преемственность времен и декораций. Девятнадцать веков назад арену готовили для гладиаторов и хищных животных. В Средние века настала очередь турниров и боя быков. Ну а сейчас балом правила опера.
Следующей точкой нашей прогулки был фамильный замок Скалигеров - Кастельвеккьо. Любопытным оказалось не только само сооружение, но и семейство владельцев замка. Скалигеров, правителей Вероны, хорошим семейством не назовешь. Все в них было противоречиво: жестокость и жажда роскоши соседствовали с покровительством талантам. Данте, к примеру, долго жил в Вероне и написал там свой "Рай", который он посвятил Кангранде Скалигеру.
Франческо Скалигер, по прозвищу Кангранде (Большая собака), носил шлем в форме собачьей головы и с детства рыцарские доспехи. Он был человеком большого политического ума и огромных амбиций, отчего и стал самым известным представителем своей фамилии. Но учебе времени не уделял, что, впрочем, не мешало ему любить искусство и покровительствовать поэтам. К этой фамилии мы еще вернемся благодаря еще одному интереснейшему местечку в Вероне.
А сейчас собственно Кастельвеккьо. Вместе с мостом Скалигеров он создает величественный ансамбль на берегу реки Адидже и до боли напоминает Кремлевскую стену. Да здравствуют итальянцы в России! Сейчас в Кастельвеккьо располагается музей и картинная галерея. Мост, к слову, не тот же самый, какой построил Кангранде II в XIV веке. Первоначальный кирпичный мост был взорван отступающими немцами в 1945 году.
Дальше наш путь лежал в одно из примечательных местечек Вероны, о которых так "вкусно" написал Генри Мортон. Мы искали готические могилы Скалигеров. Последние были обнаружены в двух шагах от площади Синьори, где о чем-то задумался Данте на постаменте. Я никогда не видела столько гробниц прямо на улице. Надгробья из белого камня, фигуры святых и рыцари в доспехах. Нам показалось, что мы угодили в Средневековье. Помимо могил Скалигеров здесь могилы средневековой аристократии Вероны.
Высоченные гробницы стояли на улице под ярким солнцем, окруженные железной решеткой с металлической сеткой. Жаль, что не пускают внутрь.
Самое примечательное надгробие у великого Кангранде. Он представлен здесь на боевом коне, в боевых доспехах, шлем в форме собачьей головы перекинут через плечо. В руке меч. Улыбающееся лицо Кангранде оставляет странное ощущение. Однако веронцы говорят, что это подтверждает, что Кангранде никогда ничего не боялся.
Но кто же может представить себе Верону без легенды о Ромео и Джульетте?! История о двух влюбленных сверхпопулярна. Десятки тысяч туристов и слыхом не слыхивали о Скалигерах, им нужен только балкон Джульетты. Зрелище вызывает сложные чувства. Толпы людей заполонили дворик дома, на котором прикреплена явно не историческая доска с надписью: «Дом Капулетти, где родилась Джульетта, по которой рыдали нежные сердца, а поэты слагали песни». Мужчины и стар и млад выстраиваются в очередь, чтобы сфотографироваться со статуей Джульетты. При этом непременным атрибутом процесса является прикосновение к груди этой юной девушки. Женщины тем временем буквально сметают из тут же расположенной лавки сувениры с изображениями Ромео и Джульетты, с разными сердцами и душещипательными надписями о вечной любви.
Все происходящее заставляет задуматься о сильно раскрученном туристическом бренде Вероны. Пожалуй, англичане могут гордиться своей ведущей ролью в данном деле. Ведь это их соотечественник Шекспир пригнал в Верону автобусы со всей Европы и бог знает откуда еще. А ведь он всего лишь переписал сюжет итальянца Луиджи да Порто. Последний же, говорят, выбрал местом действа своего рассказа "Джульетта и Ромео" Верону только из-за... балкона. То, что Верона - город балконов, да Порто знал, ведь он жил неподалеку, в Виченце.
Верона была последней точкой остановки на пути к Милану. В Бергамо мы завернули лишь на несколько часов. Это было своего рода бонусное посещение с осмотром старого города.