Вот и Венеция, город, который ранее я видела только на фотографиях и картинах: старинные дворцы, каналы и знаменитые черные гондолы.
О Венеции написано немало: тысячелетняя история республики богата на события. Да и знаменитые жители города на воде, как коренные, так и приезжие, сами по себе создавали историю. Достаточно назвать всем известные фамилии Джакомо Казановы и Марко Поло, Рихарда Вагнера и Байрона.
Последнего очень хорошо помнит дворец Мочениго на Гранд-канале. Во дворце лорд Байрон долгое время жил с крестьянкой Маргаритой Кони. Последняя быстро заняла в доме главенствующее место, командовала четырнадцатью слугами и смогла уменьшить счета вдвое. Но музой Байрона она так и не стала. Когда он устал от красивого, но неприрученного животного, как он ее называл, он объявил о расставании. На прощание она пыталась порезать Байрона ножом, ее разоружили и препроводили вон. У дверей она вырвалась и прыгнула прямо в Большой канал. Ее выловили и Байрон быстро привел ее в чувства: он не очень верил в самоубийства женщин.
Площадь Сан-Марко была свидетельницей более трагических сцен. Враги Венецианской республики часто подвешивались между колоннами в качестве предупреждения остальным. Изменников родины подвешивали за ногу. Но несмотря на эти нерадостные страницы истории площадь выглядит легкой и воздушной. Этакий союз воды и камня. Площадь является пристанью так же, как и на старых гравюрах.
Дворец дожей, пожалуй, стал для нас самым любопытным зданием на Сан-Марко и во всей Венеции. Роскошное, конечно, место для жизни. Но что такое сам дворец без его высокопоставленных жителей? Когда в 1797 году Наполеон положил конец тысячелетней истории Венецианской республики, 120 дожей сменили друг друга на главном государственном посту. Но было ли положение дожей таким уж независимым, радовало ли их последние 150 лет проживание именно в этом дворце?
Как известно, после избрания дожи становились практически пленниками в служебном по сути жилище под названием Дворец. Причем на пост никто не баллотировался. Избрание происходило из состава членов Большого Совета путем жеребьевки. Ограничения с каждым вновь избранным дожем становились более существенными. Дожу не позволяли вести собственную корреспонденцию, запретили иметь землю в собственности за пределами Венеции, сыновьям дожа не разрешали жениться на иностранках без согласия Совета. Эти ограничения дож принимал во время коронации. В XV веке дожу запретили разговаривать наедине с иностранными гостями. Дожу Антонио Гримани Совет установил предельную норму поездок на охоту — четыре в год. Дожу Андреа Гритти запретили покидать город вообще, а письма, даже от собственных детей, он мог вскрывать лишь в присутствии членов Совета.
За дожем следили всегда и везде. Даже над его кроватью было тайное место для прослушивания. Все это делало Венецию удивительно стабильным государством. На протяжении тысячелетия республика не знала ни междоусобиц, ни династических войн, ни свержения существующего правителя другим правителем.
Наверное, это была на редкость гармоничная система государственной власти. В Большой Совет, высший орган республики, входил каждый аристократ по достижении им возраста 25 лет. Из его состава избирался знаменитый Совет Десяти. Он следил за политической системой и широко использовал самые низменные качества человеческой натуры для поддержания стабильности и порядка. Пасти льва, ящики для доносов, помогали Совету Десяти получать информацию, обрабатывать ее и осуждать при необходимости на казнь быстро и без особых размышлений.
Процветание закончилось в 1797 году. Последний дож, Людовико Манин, сдал Венецию молодому человеку двадцати восьми лет, корсиканцу Наполеону Бонапарту. Под взглядами могущественных предшественников с портретов дож оставил зал Совета и снял с себя все регалии власти. Напоследок Наполеон продал Венецию Австрии.
Самые сильные чувства испытываешь в зале Большого Совета. Собственно здесь мы и провели больше всего времени. Сейчас это совершенно пустой зал, но его размеры позволяют ощутить все могущество некогда собиравшихся здесь полутора тысяч членов Совета. Да и картина Тинторетто "Рай" усиливает священный трепет.
Поездку на гондоле мы совершили, что называется, как часть туристической программы. Разочаровались. Гораздо интереснее и информативнее оказались поездки на water bus, особенно когда знаешь мимо чего проезжаешь.
В Венеции удивительное ощущение причастности к ее былой истории и славе. Ведь в Венеции что ни здание, то история, что ни улица, то загадка. Что ждет вас за тем поворотом? Наверняка что-то интересное.