Ожившая легенда
Костромские краеведы разработали туристический маршрут «Тропой Ивана Сусанина». Водят туристов по этой тропе от деревни Деревеньки до Исуповского болота сам национальный герой и польский шляхтич, по дороге рассказывая и показывая, как было дело четыреста лет назад. Но туристы в отличие от доверчивых поляков возвращаются назад из болота живыми и здоровыми.
На лесной тропе показался мужик в белой домотканой рубахе-косоворотке, подпоясанной кушаком с кисточками, портах, заправленных в сапоги, с сучковатым посохом в руке. Заметив у часовни группу людей, он остановился и, опершись на посох, стал издали вглядываться в незнакомцев.
– Эй, мужик, иди сюда, – позвал его шляхтич в тёмно-сером кафтане.– Быстрей шагай, пся крев, – шляхтич взялся за рукоять сабли.
– Иду, пан, не серчай уж так-то больно, – мужик подошёл.
Был он дороден. В пышной породе и усах блестела седина. На вид ему было лет под пятьдесят. Его лицо выражало покорность, но глаза смотрели хитро. Себе на уме был мужик.
– Что это за деревня?
– Да так и называется – Деревеньки.
– А звать тебя как? – допытывался шляхтич.
– Зовут меня Иваном, прозывают Сусаниным.
– Ты нам и надобен, Иван Сусанин. Отведёшь нас в Домнино к своему господину Михаилу Романову. Сказали нам, что ты знаешь туда короткий путь.
– Как не знать, пан, ежели я вотчинный староста. Ведомы мне в округе все пути-дороги. А плату я с вас прошу золотом.
– Веди. Приведёшь – награжу золотом, обманешь – смерть тебе, – шляхтич погрозил саблей.
Как выглядели Деревеньки – малая родина Ивана Сусанина, можно судить только по музейным фотографиям. Полвека, как исчезла деревня без следа. Лишь сложенная из красного кирпича в 1913 году на средства Александровского православного братства часовня во имя Иоанна Предтечи указывает на место, где по преданию стоял дом Ивана Сусанина. Отсюда он повёл внезапно нагрянувших ворогов. И было их числом с полсотни, прямо как нас, туристов, доверчиво последовавших за седовласым проводником.
Позади остались восемь вёрст пути. Сусанин их проехал на легковушке под управлением шляхтича. Мы ехали следом на туристическом автобусе. Сделали привал на вершине холма, откуда открывался прекрасный вид окрест.
– Вон туда нам нужно идти, панове, – показал Сусанин на виднеющуюся вдали, на другом холме, деревню.
Чтобы добраться до неё, нужно было перейти лежавшую внизу, между холмами, лесистую котловину, раскинувшуюся на много вёрст. Это и есть знаменитое Чистое болото. Его иначе называют Исуповским болотом – по названию ближайшей к нему деревни Исупово или Сусанинским – в честь русского национального героя.
Сусанин спустился с холма и уверенно пошагал по гати из досок. Нас просил идти следом, с деревянного настила влево – вправо не сходить, дабы не увязнуть в топи. По ходу движения сказал, что гать протянулась по болоту на 2 километра 300 метров. Знает точно, потому что собственноручно её укладывал. Рассказал о растениях-ягодах, о зверье здешнем. Сказал, что гады ползучие на Чистом болоте не водятся – особого болотного духа, исходящего от железной руды, они не выносят. А вот медведи на болото заходят и даже берлоги устраивают в сухих местах.
За разговором прошли за ним с километр вглубь болота – до колодца с чистейшей водой.
И вдруг пропадает тропинка пред нами. Всё в том захолустье и мертво и глухо…
«Куда ты завёл нас?» – лях грозно вскричал.
«Туда, куда нужно! – Сусанин сказал –
Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».
– Злодей! – закричал шляхтич, закипев. – Умрешь под мечом!» – дальнейшую декламацию поэмы Кондратия Рылеева об Иване Сусанине он прервал ударом сабли.
– Вот так погиб русский патриот Иван Осипович Сусанин, – горестно констатировал вышедший из образа национального героя егерь с тридцатилетним стажем Владимир Иванович, который девятый год в качестве проводника заводит туристов «Тропой Ивана Сусанина» в Исуповское болото. Выводит туристов обратно из болотной зыби на земную твердь пан Лисовский – он же учитель физкультуры Сусанинской средней школы Юрий Смирнов.
На подхвате есть ещё один «пан», который заменяет Юрия в случае надобности. Ивана Сусанина заменить некому. Нет на примете другого человека с такой колоритной внешностью, как у Владимира Ивановича. Да ещё с такой звучной фамилией – Шахонский. Так что у ныне здравствующего Ивана Сусанина – польские корни. Уж не со смутных ли времён?
Как-то зимой Владимир Шахонский и Юрий Смирнов эксклюзивно завели в Исуповское болото настоящего польского пана. Очень ему захотелось приобщиться к истории. Чтобы всё выглядело натурально и, чтобы пан не замёрз, на него надели тёплую доху килограммов под тридцать весом. И повели они поляка по гати в самое сердце Чистого болота, к Красной сосне, где четыреста лет назад принял мученическую смерть от рук его соплеменников русский герой Иван Сусанин.
Поляк взбирался на холм чуть ли не ползком – настолько вымотался от ходьбы по болоту. Отдыхая, опирался на огромный валун с лаконичной надписью «Иван Сусанин 1613». Камень установлен здесь к 375 — летию подвига Ивана Сусанина. Переводя дух, любознательный пан ругал своих земляков:
– Чего они сюда припёрлись!
И то верно: какого ляха приперлись поляки в такую глухомань? И за каким интересом повел их Иван Сусанин не многажды хоженой дорогой, напрямик к Домнино, до которого от Деревенек всего-то три версты, а темным лесом да в болото, где бездонные «окна» не замерзают даже в лютую стужу. Понимал же, что сам идёт на погибель.
Ответ содержится в царской грамоте от 30 ноября 1619 года о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни Деревеньки с «обелением» от всех податей и повинностей за подвиг покойного тестя:
«… Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти …»
Седовласый Сусанин в армяке в окружении врагов с обнаженными саблями стоит по колени в снегу, над ним снег свисает с веток деревьев и еловых лап – так хрестоматийно изображен момент гибели народного героя на картине художника А.П. Баранова «Подвиг Ивана Сусанина». Картина висит в краеведческом музее в поселке Сусанино. И в поэме Кондратия Рылеева, и в опере Михаила Глинки, и в живописи, и в лубках, и вышивке, в иных произведениях искусства и культуры Иван Сусанин ведёт ляхов на погибель и сам погибает в студёную зимнюю пору.
С позапрошлого века сложилось убеждение, которое нашло отражение и в памятнике народному герою в Костроме, что свой подвиг Иван Сусанин совершил в феврале или марте 1613 года. Именно тогда на Земском соборе всенародным голосованием был избран русским царем 16-летний отрок Михаил Романов. Традиционно считается, что жизнь за царя отдал костромской крестьянин, уведя врагов прочь от села Домнино, родового поместья Романовых, в лесную глушь и непролазное болото.
Ну, вот поводили зимой экскурсоводы пана-поляка по Исуповскому болоту туда два километра и обратно два километра – он от усталости с ног валился. Но, если следовать традиции, получается, что пожилой Иван Сусанин, утопая по колени в снегу, вёл бравых поляков по лесу и по болоту с десяток километров. И главное: кто бы помешал полякам, разгадавшим умысел пковарного роводника, вернуться назад по проторённому в снегу пути?
Первым предположение о том, что Сусанин погиб поздней осенью 1612 года, высказал в XIX веке местный исследователь, священник Успенской церкви села Домнино, протоиерей А.Д. Домнинский:
«Историки говорят, что смерть Сусанина случилась в феврале или марте 1613 года; а мне думается, что это событие случилось осенью 1612 года, потому что в нашей местности в феврале или в марте никак не возможно ни пройти, ни проехать кроме проложенной дороги. В нашей местности к огородам и лесам наносит высокие бугры снега в сии месяцы».
Не царя – до избрания Михаила Романова царём оставалось ещё несколько месяцев, – а своего молодого господина, несмотря на юный возраст много невзгод уже перенесшего в течение нескольких лет, и его матушку Марфу Ивановну – хозяйку вотчины, пытается спасти Иван Сусанин. Поляки хватают не абы кого, а именно Сусанина, как управляющего вотчиной, на которого им, видимо, указали как на знающего точное местонахождение Михаила Романова и кратчайший путь к Домнино.
Своим крестьянским умом Сусанин понимал, что ненавистные чужеземцы, ранее сотворившие много зла в здешних краях, хотят погубить Михаила. Он понимал, что при желании злодеи смогут найти более сговорчивого проводника. Поэтому согласился вести их. Сусанин отправил свою дочь Антониду (по другой версии — зятя Богдана) с известием о приходе поляков к Марфе Ивановне Романовой в Домнино (откуда она и Михаил спешно перебрались в Кострому в каменный Ипатьевский монастырь), а сам повёл врагов в противоположную сторону, по тропе, ведущей в лесистую топь.
Для него это стала тропа в бессмертие. Иван Сусанин погиб, но спас юного Михаила Романова от грозящей ему опасности и, тем самым, спас Россию от новой страшной Смуты.
Александр Сысоев