• Староста с женой и с караваем.
  • Венчание в сельской церкви.
  • Украинские гулянья в ресторане.
...
1
Староста с женой и с караваем. Новоукраинка, Украина
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Староста с женой и с караваем.

Annataliya 9 ноября 2011 г. в 21:59
вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Новоукраинка

    Новоукраинка

    LAT
  • 50.60285N, 25.52279E
  • Я здесь был
    Было: 1
    Хочу посетить
    48

    8 материалов по 3 объектам,  91 фотография

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Были в Новоукраинке?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    1
    Annataliya
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 мая 2009

    Свадебная история

     
    9 ноября 2011 года||2 (1)| 4| 22101

    Эта заметка является частью дневника «На весiлля на Волынь, или свадьба по-украински!»

    Традиции и обычаи волынской свадьбы, а тем более, сельской волынской свадьбы от наших отличаются в корне. Нет, конечно же, некоторые совпадения имеются. Например, женятся молодые обычно вовсе не в национальных вышиванках, а в абсолютно современных мужских костюмах и белых свадебных платьях. Причем, фасоны этих нарядов практически могут ничем не отличаться от привычных нам.

    Машины тоже украшают вполне по-современному - цветами, кольцами, свадебными куклами и медвежатами.

    А вот сами обряды несколько другие. О них-то я и хочу рассказать вам в этой заметке на примере той свадьбы, на которой нам удалось побывать в волынском селе Новоукраинке: мне в качестве крестной моего двоюродного брата, а Антону - в качестве моего мужа и автоматически тоже его крестного.

    Тетя предупредила нас заранее: самое главное в свадьбе - это венчание. Если молодожены не венчаются, то это значит, что они, скорее всего, принадлежат к другой вере, и всё село и все знакомые об этом будут судачить. Причем, такой вариант, что они - атеисты или агностики здесь не рассматривается. Тут вообще не бывает людей без веры, ибо так или иначе, что бы ты не исповедовал сейчас, в детстве тебя крестили родители (ну, или причащали к другой религии), а раз так, то будь добр соблюсти обычай. Венчание в церкви - процесс долгий, и поэтому с обычной росписью в загсе его, как правило, разделяют. Так, к примеру, наши Саша и Иринка расписались 13 августа, а венчание наметили лишь полтора месяца спустя. В общем, мы ездили как раз на венчание.

    К венчанию все начинают готовиться заранее. Договориться с нужной церковью и оплатить батюшке процедуру - это далеко не всё. Ко дню свадьбы, во-первых, нужно испечь около десятка свадебных караваев.

    Караваи пекутся из сдобного теста и украшаются сахарной глазурью. Ею на поверхности каждого из них рисуют цветы, кольца, лебедей, голубей и прочие-прочие свадебные символы. Каждый каравай в итоге представляет собой огромный пышный и очень красивый пирог весом не меньше пяти-восьми килограммов.

    Часть из низ потом несут в церковь, часть съедают за свадебным столом, обязательно в конце веселья дарят по кусочку гостям, а также несут на работу и угощают коллег. Вообще же, на Волыни издавно сложилось так, что любого, кто будет проходить мимо дома, где играют свадьбу, должны угостить кусочком такого каравая. Так что, их должно быть очень много, чтобы досталось всем желающим. Раньше их пекли всем селом, но в последние лет десять в Луцке (столице Волынской области) начал процветать бизнес, когда караваи стало можно индивидуально заказывать на кондитерской фабрике. Они предлагаются там разных видов, форм и размеров, в среднем стоят порядка 150-250 гривен (700-1000 рублей), а на вкус абсолютно неотличимы от домашних.

    Кстати, испечь или заказать караваи, согласно обычаю, должны не только родители одного из молодоженов, хозяев дома, где играют свадьбу. По идее, все приглашенные гости должны прийти в дом с караваями. Но этот обычай уже уходит в прошлое и теперь караваи дарят только самые близкие родственники. Так, от нас с Антоном тоже полагался свадебный каравай. И мы попросили тетю заказать на фабрике самый красивый, а потому, когда мы приехали, он уже был.
    Во-вторых, перед венчанием нужно заготовить вышитые вручную рушники (полотенца). Вышивает их мама жениха, то есть, опять-таки этим занималась моя тетя. Рушниками украшают иконы, на них встают в церкви жених и невеста, а также именно на рушниках несут в церковь караваи. Обычно на свадьбу их нужно порядка десятка. Правда, сейчас и их можно спокойно купить в магазине или на рынке, но хорошие хозяйки такой подход считают не комильфо, и как и прежде, рушники вышивают сами.

    В-третьих, к венчанию невеста должна заготовить подарки всем близким родственникам будущего мужа, а жених подготовиться к выкупу невесты. Впрочем, выкуп невесты на Волыни бывает гораздо более простым, чем у нас, но об этом я расскажу чуть позже.

    Так как Ира до знакомства с Сашей жила в окрестностях Львова, а свадьбу было решено проводить в Новоукраинке на Волыни, то и выкуп задумали проводить тоже в Новоукраинке в доме Сашиных родителей, и рано утром мой дядя съездил за Ирой и привез ее. Саша же ночь перед венчанием провел в Луцке, где наводил марафет и готовил свадебные машины.

    И вот, рано утром всё, наконец, началось. Тетя украсила ворота и крыльцо дома воздушными шариками и свадебными лентами, а чуть позже приехали музыканты, которые расположились в беседке со всеми своими инструментами и включили музыку на полную мощь. Примерно через час начали подтягиваться гости.

    На волынских свадьбах есть интересная должность. Называется должность - староста. Старостой выбирается молодой женатый мужчина, причем, на свадьбе он может быть и один - родственник со стороны жениха или невесты, или сразу два - когда их выбирают с обеих сторон. На Сашиной свадьбе староста был один. Им назначили Ириного двоюродного дядю. Чем староста занимается, я, честно говоря, не особо поняла. Например, перед застольем "наш" предложил прочитать молитву "Отче наш", ну и немного руководил процессом. Но, по всей видимости, эта должность и раньше, и до сих пор считается очень почетной. Так, к пиджаку "нашего" старосты была приколота самая красивая бутоньерка с маленьким кусочком вышиванки, и когда он вместе со своей женой внес в тетин дом большой и красивый каравай на вышитом рушнике, то произвел на гостей (да что там на гостей, и на нас с Антоном тоже) большое впечатление.

    После приезда старосты всех гостей (а их было около 70 человек) выстроили в ряд во дворе. И тут же появились сваты. Вообще-то, официально сватами на Волыни считаются друг для друга родители жениха и невесты. Но во время церемонии ими становятся друзья жениха, то есть, по-нашему, свидетели. Друзей у жениха должно быть двое или трое, а у невесты, соответственно, две-три подружки. Все они, кстати, потом за свадебным столом садятся рядом с женихом и невестой. Перед венчанием же подружки помогают невесте наряжаться, затем, когда все гости собираются, прикалывают к одежде каждого из них гостьевые бутоньерки, а друзья-сваты проводят выкуп. Итак, трое Сашиных друзей прошли мимо вставших в ряд гостей и каждому из мужчин пожали руки.

    Потом они подошли к родителям Иры и начали выкуп. Увы, тут не было никаких вопросов, никаких интересных конкурсов и испытаний. Выкуп заключался в обычной торговле. Сначала староста и Ирины родители затребовали со сватов много-много денег и горилки, потом свои аппетиты поубавили, и в конце концов, договорились.

    Как только это произошло, из машины вышел жених с букетом цветов, а из дома невеста, поприветствовала жениха и сватов и пригласила всех в дом.

    К этому моменту в доме в одной из комнат на столе уже стоял каравай, две глубокие тарелки с зерном, монетами и конфетами и две склянки с водой и с веточками розы рядом с ними.

    Жених, невеста, их родители, сваты и подружки невесты прошли в эту комнату. Родители встали с одной стороны и взяли в руки по украшенной рушником иконе, друзья и гости встали с другой. А жених и невеста подошли сначала к одним родителям, затем к другим и перед иконами попросили благословления.

    После того, как благословение было получено, все встали в одну колонну. Впереди староста и друг жениха с караваями, за ними две девушки с иконами в руках, дальше сваты с невестой между ними (они как бы должны вести невесту) и в самом конце подружки невесты с женихом. И вот такой колонной все снова вышли на улицу.

    В это время мамы жениха и невесты взяли в руки тарелки с зерном, монетами и конфетами, трижды обошли вокруг колонны и собравшихся гостей, обсыпали их ими, а в конце разбили тарелки на счастье. А отцы окропили всех водой из склянок.

    Наконец, все загрузились в машины и поехали к церкви.

    Но несмотря на то, что церковь располагалась всего лишь в километре от дома, путь к ней оказался не прост. Кортеж не проехал и двухсот метров, как дорогу ему перегородили табуреткой со стоявшим на нем караваем хлеба с солью и букетом цветов. Оказалось, что это - деревенский выкуп. Суть же традиции заключалась в том, что соседи, узнав про свадьбу, имели полное право перегородить жениху и невесте дорогу к церкви и помешать их венчанию. За разрешение проехать требовалось дать несколько бутылок горилки, немного закуски и денег. И как только сваты удовлетворили желание соседей, так путь им был открыт, жених получил хлеб с солью, невеста цветы, и кортеж снова двинулся в путь.

    В церкви же всех уже ждал священник. Процесс венчания занял примерно час. Сначала в церковь занесли свадебные караваи и иконы, затем священник встретил молодых и дал благословение.

    Честно говоря, я никогда раньше не была на венчании, а потому мне сложно судить, чем оно в украинской церкви отличается от нашего. Жених и невеста держали в руках свечи, священник читал молитвы, давал им целовать крест и короны.

    Потом эти короны держали над их головами друзья, а молодые пили вино из одной чаши, обменивались кольцами, снова целовали крест.

    В конце обряда невесту подвели к алтарю, священник дал ей там наставления, а затем трижды обвел ее вокруг. А потом к алтарю ее подвели уже вместе с женихом, и наставления от священника они получили вместе.

    В самом конце на ногу невесте привязали рушник, и с ним она уже вышла из церкви. Правда, в чем был смысл этого обычая, мы так и не поняли. Мало того, объяснить нам его тоже никто не смог. По одной из версий, так как рушник считается символом чистоты, невеста как бы вместе с ним выносит кусочек этой чистоты из церкви в свою новую семью. По другой версии, именно рушником тянет за собой замуж своих незамужних подружек. Но где тут правда, история умалчивает. На все наши расспросы нам говорили, что так на Волыни было принято испокон веков, а смысл обычая уже забылся.

    На пороге церкви молодые муж и жена выпустили на счастье голубей, сфотографировались и отправились веселиться в ресторан. Началась третья часть свадьбы.

    ...Конечно же, раньше все свадьбы в волынских деревнях и селах играли дома. Приготовлением угощений занимались чуть ли не все женщины деревни. Кто-то крутил паштеты, кто-то коптил колбасы, кто-то делал холодец, кто-то пек пироги. Столы ставились на улице, на свадьбу приглашались все жители деревни, а играли свадьбу от двух дней до недели. Столы ломились от угощений, горилка лилась рекой. Сейчас процесс празднования немного упростился. Те, кто может себе это позволить (а позволить себе могут многие), отмечают свадьбы в кафе и ресторанах, но столы продолжают ломиться по-прежнему.

    Саша и Ира играли свадьбу в кафе в Луцке. Но и тут не обошлось без обычаев. В холле перед входом в зал новобрачных ждал маленький столик с двумя бокалами шампанского и двумя краюхами, вымоченного в меду хлеба.

    Родители снова поздравили и благословили их, Ира и Саша выпили шампанское, а остатки выплеснули из бокалов за спины. По идее, брызги шампанского должны были долететь до гостей, а гости должны были попробовать их и убедиться, какая сладкая жизнь будет ждать молодых. Второй обычай тоже был связан с будущей сладкой жизнью молодоженов. Вымоченным в меду хлебом мамы Саши и Иры сначала угостили их самих, а затем передали краюхи гостям, все гости откусили от них по кусочку и попробовали, насколько сладок был хлеб.

    Ну, а после все тут же вручили молодоженам подарки (сейчас на Волыни дарят в основном деньги) и расселись за столы, где после прочтения молитвы "Отче наш" приступили к банкету.
    Как я уже говорила, на волынских свадьбах принято, чтобы столы ломились. Гости с таких свадеб должны уйти сытыми, пьяными и довольными. Если вдруг хотя бы одно блюдо заканчивается и его больше нет в наличии, то есть, на тарелку нельзя положить добавку, это считается очень плохо и позорно. Тарелки пополняются постоянно. И стоит только съесть что-то, как тут же это блюдо снова появляется на столе. Честно говоря, даже перечесть все холодные закуски, которые стояли на столах в самом начале трапезы, мне оказалось не под силу: несколько видов салатов, тарталетки с икрой на перепелиных яйцах, фаршированная щука - просто обалденная вещь, запеченые колбасы, окорока и сало, заливной язык, куриные шашлычки на шпажках, слабосоленая семга, рулетики с паштетом, вазы с овощами, фруктами, бисквитами и домашней выпечкой, и апофеоз всего - копченые поросята, украшенные цветами и одетые в нечто вроде импровизированных вышиванок.

    Неофициальная часть свадьбы была разделена на три части. Первые полтора часа все только ели и пили. Буквально сразу к холодным закускам официантки стали подносить горячие блюда. Сначала на наших столах появился тушеный кролик с картофельным пюре, вслед за ним - голубцы, потом горячие шампиньоны, фаршированные грибами с луком и сыром, а после них тушеные свиные ребра с тушеной капустой.

    Причем, всё это появлялось с интервалами в 15-20 минут, ставилось на стол хоть и на общем блюде, но буквально перед каждым, а потому положить себе в тарелку порцию очередного кулинарного шедевра считалось чуть ли не святой необходимостью любого гостя. Нас же, не привыкших есть сразу столько (это же какие желудки у людей должны быть?), такое количество блюд просто шокировало. Поэтому, когда принесли пятое горячее блюдо - куриные верченики с шариками из риса и моркови, все мы четверо (я, Антон и мои родители) оказались даже не в силах его попробовать. А так как блюдо выглядело очень красиво и вкусно, мы подбивали друг друга сделать это. Но увы, попытки каждого из нас были бессильны, и блюдо так и осталось нетронутым.

    Я же все больше и больше мечтала о танцах. С начала банкета прошло не меньше полутора часов, но за это время танцевать никто, кроме меня, даже не порывался. Все спокойненько ели, пили, иногда произносили тосты, а еще пели стройными голосами украинские народные песни. Эти народные песни поразили меня не меньше, чем обилие еды за столами. У нас ведь как? Пока люди хорошенько не напьются, петь их не заставишь. А тут буквально сразу после первой рюмки гости запели. Песни, правда, перемежались припевками и требованиями к жениху и невесте поцеловаться. Да-да, на Волыни не принято просто кричать "Горько!", "горько", точнее, "гирко", обязательно должна предшествовать припевка, которую поют все хором. Например, такая:

    "Гиркая, гиркая, гиркая вода.
    Нехай поцелуется пара молода".

    И только затем кто-то один выкрикивает "Гирко!", остальные подхватывают, и жених и невеста должны поцеловаться.

    Кстати, когда свадьбы уже в разгаре, то целоваться заставляют не только молодоженов, но и свекра с тещей, свекровь с тестем, свидетелей между собой, и даже гостей. И тоже всем этим поцелуям всегда предшествуют припевки:

    "Литела сорока, погубила кицку.
    Нехай поцелует свекруха невистку".

    Наконец, музыканты объявили первый танец для жениха и невесты, и все гости прошли в соседний зал. Зазвучала медленная музыка, Саша с Ирой вышли на середину и начали танцевать. Но гости отнюдь не присоединились к ним, как это бывает у нас, и не остались стоять в стороне. Они взялись за руки, образовали вокруг новобрачных хоровод и медленно пошли в такт музыки. Честно говоря, такой обычай мне очень понравился. Выглядел он очень красиво и романтично.

    А потом уже начались танцы для всех. Музыканты играли совершенно разные мелодии: и российские эстрадные, и итальянские инструментальные, и французскую классику. Конечно, не обошлось без западно-украинских быстрых песен, которые тут всегда играют на свадьбах. Вообще-то, что это за песни, мне даже сложно передать, их надо услышать хотя бы раз. Слова в них обычно шутливые, а в мелодиях переплетаются и закарпатские напевки, и еврейские нотки, и много-много всего другого. В них могут звучать и опять-таки закарпатская скрипка, и чисто волынские духовые инструменты, и баян, и ударные. Эти песни так и называются "Писны для весилля", то есть, свадебные песни. И признаться, я их очень-очень люблю, хотя раньше слышала только в записи. Под них на свадьбах принято танцевать. Причем, не абы что, а конкретный танец. Как он называется, мне снова никто сказать не смог, правда, потом дядя вспомнил, что вроде бы официально это "Волынская полечка". Танцуют ее парами: мальчик с девочкой или девочка с девочкой. Движения в ней точно такие же, как в вальсе, но их скорость примерно раза в три выше. Представляете себе? Я даже пробовать не стала. А Антошик решился и взял мастер-класс у моей мамы, которая оказалась настоящем профи. Ведь не случайно же она выросла на Волыни! Кстати, несмотря на то, что со времен ее юности прошло уже несколько десятков лет, этот танец ничуть не изменился, и молодые девчонки на свадьбе танцевали его точно также, как и она.

    Впрочем, как и музыка, танцы, конечно же, были разные и продолжались не меньше часа. Но им на смену не приходили всякие конкурсы и шутки, как это бывает на наших свадьбах. Здесь были только танцы. Иногда они, правда, разбавлялись играми в танцах. Так, к примеру, был "Семь-сорок". Нет-нет, это вовсе не еврейский танец, хотя начинался он именно с музыки настоящего "Семь-сорок". Смысл же был в том, что все встают в хоровод и под быструю музыку начинают бегать по кругу, слегка пританцовывая. В то же время в центре круга танцуют несколько человек с косынками. Через какое-то время каждый из них выбирает себе кого-то из круга, затаскивает его в центр и танцует с ним там. Потом отдает ему косынку, сам становится в круг, а оставшийся в центре выбирает уже следующего. Длится такая игра не меньше 10-15 минут, музыка все убыстряется и убыстряется, и далеко немногие дотягивают до ее конца - в общем, неплохо так после мощного объедалова.

    Еще в качестве развлекаловки на свадьбе выступали два украинских национальных ансамбля. Один был официальный и крутой, с народными артистами, кои пели опять-таки национальные песни.

    А второй - более простой, но и более задорный, веселый и юморной. Честно говоря, второй мне понравился гораздо больше - его артисты выступали с шутками-прибаутками, провели парочку игр, которые, на мой взгляд, здорово разрядили обстановку и добавили новую струю в ход праздника.

    Ну, а потом все снова ели, снова танцевали и снова ели. Когда после первого танцевального перерыва все уселись за столы, мы с Антоном перемены горячих блюд начали считать уже просто ради интереса. В наши желудки уже не лезло ни одно из них, но мы не переставали гадать, сколько же еще надо их подать, чтобы, по местным обычаям, можно было смело считать волынскую свадьбу успешной и удавшейся. Оказалось, что четыре во втором отделении и еще три разных десерта в третьем (!!!). Прежде всего, как только мы снова оказались за столами, мы заметили, что с них исчезли блюда с поросятами. Но буквально через пять минут в зале появились официантки, которые их снова принесли. Поросята на них уже были порезаны на кусочки и разогреты, а рядом с ними в качестве гарнира лежала гречка. После поросят мы уж, было, подумали, что трапеза заканчивается, так как у официанток на подносах появились тарелки с пирожками и выстроенные в ряд похожие на чайные чашки. Но нет, в чашках оказался вовсе не чай, а куриный бульон, а пирожки были растягаями с мясом. Уже гораздо позже, почти в самом конце банкета я попробовала один из них - растягаи, надо отдать должное, были изумительно вкусными. Но на время подачи растягаев и бульона я решила спасаться бегством, так как поняла, что на все эти кушанья уже даже не могу смотреть. А, когда, пересидев в соседнем зале минут двадцать и более-менее придя в себя, я вернулась на банкет, то увидела, что на смену растягаям пришла рыба под овощным маринадом, а за ней тушеная печень с фруктами в кляре. Оооо!

    В третьем отделении были десерты. Сначала половинки яблок, запеченные с сладким творогом, изюмом и корицей, затем лимонно-творожное желе и, наконец, блинчики с фруктами и сливками!

    И вы заметьте, свадьба Саши и Иры не была какой-то особенной и выпендрежной в сравнении со всеми остальными, которые играют на Волыни. Такое изобилие еды можно встретить здесь буквально на всех свадьбах, ну, разве что, перемен блюд может быть поменьше, а их количество абсолютно такое же!
    В самом конце веселья новобрачные, их родители, друзья и все гости снова вошли в зал для танцев. Пришло время последнего свадебного обычая. Мама жениха сняла с невесты фату и надела ей на голову косынку. Затем заиграла медленная музыка, и все незамужние девушки встали вокруг невесты в хоровод. Она же сначала танцевала с Сашей.

    А затем под музыку выбирала из хоровода какую-нибудь из девушек, заводила ее в центр, надевала ей на голову свою фату и опять танцевала с ней несколько минут. Считается, что у той девушки, которая примерит фату невесты, не должно быть отбоя от женихов, и она должна без проблем выйти замуж. Так, Ира по очереди примерила свою фоту всем девушкам. А затем все они выстроились в один ряд за ней, а она повернулась к ним спиной и бросила им свою фату. Та, которая ее поймала, по поверью должна выйти замуж первой и в самое ближайшее время.

    Ну, а гости подошли к столику, где уже был нарезан на кусочки и упакован в контейнер для каждого свадебный каравай. Все они получали в подарок по одному, благодарили родителей новобрачных и разъезжались по домам. Вот такой вот была волынская свадьба.

    Вот таким вот было наше путешествие по Западной Украине.

    Больше фотографий вы можете увидеть здесь:
    Свадебная история
    -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Мои другие путевые заметки, фотоальбомы и советы из этого путешествия находятся в дневнике путешествия здесь: http://tourbina.ru/authors/Annataliya/journals/1059/

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    3 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Новоукраинка
    сообщить модератору
    • vizantijka
      помощь
      vizantijka
      в друзья
      в контакты
      С нами с 29 окт 2010
      25 ноя 2011, 22:59
      удалить
      Как интересно! Спасибо за подробное описание. Живо представила как всё было на свадьбе. А уж описание блюд и яств .. нет слов!!
      Большое спасибо!
    • Annataliya
      помощь
      Annataliya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 14 мая 2009
      25 ноя 2011, 23:05
      удалить
      Пожалуйста. :) Рада, что Вам понравилось.
    Наверх