После восхождения на вулкан Сибаяк наш проводник по прозвищу Смайли, увенчанный короной из 40-летних дредлоков, предложил нам заехать на рынок Берастаги, обещая интересное зрелище. Я сказал ему — "Смайли, приятель, я уже был на рынке на центральной площади Берастаги, рынок как рынок, ничего особенного!". Смайли скорчил недовольную, но явно заготовленную гримасу на своем смуглом лице: " Это был рынок для туристов, my friend! А мы пойдем на настоящий рынок для местных!"
Читая рассказы многих бывших в Берастаги путешественников, тут и там я натыкался на фразы типа: "легендарный" рынок оказался парой лотков с фруктами! дайте жалобную книгу!". Побывав в Берастаги лично, я первым делом тоже оказался на рынке для туристов, который находится прямо в центре города, и он, как я уже упомянул, не произвел на меня впечатления. Настоящий рынок, спрятанный в нескольких кварталах от центра города. оказался совсем другим — огромным, аутентичным, колоритным и полным местных продуктов.
В 19 веке, спасаясь от жары расположенной на уровне моря колониальной столицы — Медана, голландские колонизаторы поднимались в горный районы Суматры, неся просвящение местным жителям. Местные, в свою очередь, принимали высоченных, одетых в невиданные наряды голландцев за диких зверей — и открыли на них сезон охоты. Особенно в почете у местных батаков, практикующих ритуальный канибализм, были хрящи из носа и ушей колонизаторов. Однако позже страсти противостояний улеглись — и голландцы научили местных жителей выращивать овощи, благо, к тому располагала парящая вулканическим теплом почва в регионе вокруг Берастаги.
К середине 20-х годов прошлого века, Берастаги стал значимым сельско-хозяйственным центром, и оформился как настоящий город. С тех самых пор и поныне регион вокруг Берастаги является наиболее плодородным на Суматре. по-праву считаясь суматранской житницей. На многочисленных полях растут всевозможные овощи и фрукты, кофе, чай и табак, экспортируемые на другие острова Индонезии и в другие страны.
Перед входом на рынок встречаются покупатели, идущие домой с покупками.
Трехколесный велосипед — незаменимый транспорт для перевозки овощей.
Первое, что бросается в глаза на рынке — обилие связок листьев бетеля.
Бетель — это вечнозелёное многолетнее растение рода перец, листья которого имеют лекарственные свойства и издревне используются во многих азиатских культурах (включая местную батакскую культуру) в повседневных и ритуальных целях.
В Индии и странах Юго-Восточной Азии листья бетеля традиционно используются как тонизирующее средство. Для многих суматранцев, особенно это касается батакских женщин, бетель является частью ежедневного обихода.
В анималистской культуре батаков, составляющих доминирующую часть среди местного населения, листья бетеля традиционно используются как тонизирующее средство. Ритуал употребления бетеля прост и с годами не изменился. Чаще всего, бетель употребляют в составе своеобразной жвачки, приготовленной из нескольких компонентов: помимо листьев бетеля, в ней используются кусочки семян пальмы катеху (лат. Areca cathecu, на фото) и вулканическая известь.
Известь используется для того, чтобы сохранить активные вещества в форме свободного основания, позволяя им проникнуть в кровеносную систему через пищевод.
Семена пальмы катеху содержат алкалоид ареколин, который сам является возбуждающим средством и стимулирует слюноотделение (поэтому слюна, губы и пальцы употребляющих окрашиваются в кроваво-красный цвет) .
В таком виде бетелевая жвачка употребляется уже много столетий, возможно — тысячелетий. Также иногда к жвачке примешиваются дополнительные компоненты, например, растущий в изобилии в местных краях табак (на фотографии — на заднем плане).
Считается, что употребление бетелевой жвачки позволяет женщинам увеличить рост, но фактически это позволяет им "стать выше" в смысле get high. Вызванные "бетелевым" опьянением танцы и веселье среди торговок на рынке — дело привычное.
Действие бетеля хорошо заметно, даже если его не пробовать самому.
Местная "изюминка" среди фруктов — это маракуйя, называемая местными marquisa, произрастающая в регионе наилучшим образом.
Мандарины из Берастаги популярны по всей Индонезии.
Хурма восточная, которую местные называют kesembek
Фрукт пепино, также известный как дынная груша или Сладкий огурец (лат. Solanum muricatum), на заднем плане справа плоды мангостана.
Плоды пальмы салак имеют приятный освежающий вкус, напоминающий ананас и банан с легким ореховым привкусом.
Ананасы в ассортименте
Кокосы
Где фрукты — там и овощи. Например, чудесные томаты.
Пророщенные ростки — мечта вегетарианца.
Лук, салат и все такое.
Связки различных трав украшают павильоны.
Акт покупки
Перец чили — важнейший ингредиент местной кухни.
Еще перчик
Местный лук украшает любое блюдо
Ассорти
Разнообразие овощей по смешным ценам.
Типичный прилавок
Еще парочка.
Где-то тут мы купили корешок имбиря, гвоздику и какие-то хитрые орешки для приготовления тонизирующего чая.
Акт покупки — II
Специи также можно купить уже в виде готового соуса
Чили-паста
Берастаги находится сравнительно далеко от моря, но рыба и морепродукты встречаются на рынке тут и там.
Торговцы исключительно приветливы и радушны
Рыба бывает не только сушеная... Те, что с полосками, явно привезены с озера Тоба и на гриле чудо как хороши.
...и не только рыба. Крабы.
Креветки.
Типичный рыбный прилавок.
Покупательница
Небольшие рыбешки в ассортименте
Увесистыми золотыми рыбками местные тоже не брезгуют — они высоко ценятся за приятный вкус.
Рыба на любой вкус
Коричневый пальмовый сахар на вкус напоминает ирис и буквально тает во рту.
Довольные покупатели ходят по рынку в поисках самых интересных предложений, причем как они делают выбор, для меня загадка — на всех прилавках все выглядит очень заманчиво.
Мужчина — продавец одновременно с работой качает люльку с младенцем.
Дети на рынке встречаются в самых неожиданных местах.
Те из них, кто бодрствует, с любопытством смотрят на фотографа.
Маленькие помошники мамы.
Прилавки с мачете и другими сельскохозяйственными принадлежностями первой необходимости.
Отслужившие свое книги тут возвращают к жизни.
Равно как и предметы одежды.
Пряжка с надписью "Конец света — 2012" удивительно органично сочетается с местной жизнью, демонстрирующей склонность к воспроизводству независимо от погодных катаклизмов.
Выгрузка куриц