Аттракцион "Grate Wall" или Великая бессмысленность.
Скажи мне, дорогой друг, какая вещь в Китае есть самая знаменитая? Такая, чтоб знал и стар и млад, и чтоб картинки узнавались издалека? Правильно, это Великая Китайская стена!!! Быть в Поднебесной, и не увидеть ее своими глазами, непростительное кощунство. Правда, признаюсь честно, в первое свое посещение Пекина до нее у меня руки, вернее ноги, не дошли. Можно было меня стыдить за сей проступок, но тем большее желание разгоралось во мне. Практически спал и видел сей грандиозный забор во сне.
Со школы известно, что Великая стена является символом мощи и могущества китайской цивилизации. Так оно, наверное, и есть. Ибо строили ее не покладая рук миллионы китайцев на протяжении почти двух тысяч лет. Начали строить еще в 3—4 веке до нашей эры. Тогда, после объединения Китая в одно государство остро встал вопрос защиты от северных беспокойных соседей. А некоторые историки, в основном азиатские, конечно, утверждают, что строительство началось аж в 5 веке до Рождества Христова. В эпоху так называемых Воюющих царств. Те участки, которые сохранились, строились в основном при императорах династии Мин. Это с 1368 по 1644 гг. Уже нашего времени. Ну а тот участок, на который водят туристов, так вообще сплошной новодел. Его заново построили, начиная с 1957 года. Говорят, что на реальном фундаменте старой стены, дак кто же это подтвердит? Великий кормчий, что тот же император. Сказано --- сделано!!! И вякать не смей!
Мы, как и все туристы пошли по пути наименьшего сопротивления. Посетили типовой «туристический» кусок возле горы Бадалин. После осмотра местной достопримечательности мнение мое сложилось таково: Великая стена сплошной аттракцион в стиле восточного Диснейленда. Над входом, как и положено в государстве, прошедшем культурную революцию, висит плакат со словами Великого Мао: «Если ты не побывал на Великой Китайской Стене --- ты не настоящий китаец». И потянулись вереницы верноподданных, дабы поклониться святым мощам могущества Поднебесной. И полились рекой денежки в кассу государства, ибо вход платный, а туризм вообще весьма доходная статья.
Стоя на гребне стены, отчетливо понимаешь, что население Китая давно перевалило за миллиард. Сплошной поток из желающих приобщиться к истории. Да у нас в Советские времена на первомайские демонстрации меньше народу ходило! Главное, совершенно непонятно, куда они все такой толпой прутся? Ладно, мы, туристы, приехали посмотреть чужую страну и ее достопримечательности. А у самих китайцев происходит непонятный мне процесс. Пройти несколько километров по верху стены, взобраться из последних сил на самую верхотуру, запыхавшись сожрать принесенные с собой припасы и ровными стадами спуститься обратно… В чем смысл? Я этого так и не понял.
Как и не понял я еще многого чего из этого шоу. Ну, например, зачем это строительство вообще было затеяно? Если, как утверждают, от набегов кочевников, то какого рожна нужно было строить стену в горах, по вершинам хребтов? Здесь не только степняки на своих лошадках не пройдут, тут и пешему воину дурно станет. Ну, в самом деле, неужели император боялся орд альпинистов-скалолазов?
Дальше --- больше! Из источников литературных знаем, что длина стены свыше 5 тысяч километров. Строила ее одновременно пятая часть населения, что составляло около миллиона человек. Значит, путем несложных вычислений получаем все население государства в те годы пять миллионов. Не так уж и много. И если стена является фортификационным сооружением, то вдоль всего периметра непременно надо держать гарнизон солдат. Это ж какая должна быть по численности армия, чтобы удержать сей рубеж? А кто тогда будет пахать и сеять? Вот и получается сплошная бессмысленность. Строительство просто для строительства и понтов ради.
Еще один миф. То, что стену видно невооруженным глазом из космоса. Ничего подобного. Ни один космонавт этого зрелища не разглядел. Но национальная гордость китайцев не унималась, и первому «тейконавту» Ян Ливэю в 2003 году было поручено «разглядеть и доложить». После полета наступило разочарование, а власти сообщили, что данный вопрос очень сложен и требует полетов множества космонавтов. Множество пока стирает подошвы своих башмаков о родную землю.
Хитросплетенье китайских фамилий, как зеркало русской литературы.
Я уже делал заметку по этой теме в своем прошлом рассказе о Пекине. Отмечал, что те ребята, которые работают с нами, русскими туристами, да и вообще с русскими, пытаются называть себя русскими же именами. Привожу пример, из визитных карточек взятый. Приятная девушка по имени от рождения Wang Hong, почему то представляется Машей, а мадам, продающая чай в одной из многочисленных лавочек Wu Cong Ju, как ни крути, а просто Ира. Почему? Отчего именно так? По какому принципу имена переводят, мне достоверно неизвестно. И мучился я этим вопросом достаточно долгое время, пока не подвернулся случай задать-таки его. Причем лицу, так сказать, заинтересованному.
Жена за несколько посещений китайской столицы умудрилась завести себе там подругу. Обменялись телефонами, е-mailами. Созваниваются иногда, переписываются. Приятная девчонка. Для простоты общения называется Таней. Проблем в общении особых нет, поскольку училась она в университете по специальности русский язык и литература. Говорит по-нашему сносно, а китайский тембр голоса и интонация, так это вообще нечто! Пишет тоже все понятно, хоть и с ошибками, ну дак я по-китайски вообще писать не могу…
И во время последней поездки, при встрече, я задаю вопрос:
--- Объясни, а почему ты Таня?
Ответ оказался если не потрясающим, то, во всяком случае, достойным уважения. Одна из ее любимых книг, это «А зори здесь тихие» Бориса Васильева. Вот она для общения с нами и взяла себе имя одной из героинь! Неожиданно!!! А книжка действительно замечательная, раз уж даже если в Китае есть люди, которые хотят подражать ее героям.
Но на этом тему русской литературы я не закрываю. Недавно перелистывал книжицу стихов Владимира Маяковского. Пожалуй, он один и моих любимых поэтов. Уважаю его за жесткость и смелость. И наткнулся я на такие строки:
«Чжан Цзо-лин
да У Пей-фу
да Суй да Фуй -
разбирайся,
от усилий в мыле!
Натощак
попробуй
расшифруй
путаницу
раскитаенных фамилий!»
Что и требовалось доказать. Не только мне одному, и не только сегодня, но и восемьдесят лет назад, мерещился за восточным горизонтом этот злободневный вопрос.