• Таким Алексей Слепнёв был при жизни
  • Монумент Мать-Волга — одна из эпохальных работ строителя Алексея Слепнёва
...
0
Таким Алексей Слепнёв был при жизни Рыбинск, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Таким Алексей Слепнёв был при жизни

maral 25 ноября 2009 г. в 10:23
вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Рыбинск

    Рыбинск

    LAT
  • 58.05118N, 38.82689E
  • Я здесь был
    Было: 130
    Хочу посетить
    1156

    124 материалa по 40 объектам,  2 036 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    maral 475
    Lesik1 107
     
    1
    maral
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 7 апр 2009

    Каменный гость

     
    25 ноября 2009 года|| 7| 18761

    Мой город

    0

    Автор: maral


    При въезде на плотину Рыбинского района гидросооружений стоит здание с аркой, на фронтоне увековечены созидатели рукотворного Рыбинского моря и грандиозного Рыбинского гидроузла – девушка-комсомолка и рабочий-коммунист.

    Вот только на самом деле изображённый там рабочий не был коммунистом. Он был одним из узников Волголага. А впоследствии стал заслуженным строителем. Под его руководством в Ярославской области строились производственные корпуса заводов, жилые дома и дворцы культуры.

    На протяжении почти четырнадцати лет, отмерянных ей судьбой после кончины мужа, Валентина Григорьевна Буракова часто приходила к арке при въезде на плотину Рыбинского района гидротехнических сооружений и, обратив взор вверх, здоровалась:

    – Здравствуй, Алёша...

    В каменных чертах целеустремленного строителя коммунизма высоко на фронтоне она видела милые черты человека, с которым была счастлива свыше сорока лет. У неё годы прибавляли морщин и седины, а он на барельефе оставался молодым красивым мужчиной с волевым лицом. Вплоть до его смерти она свято хранила тайну. Эту тайну знал ещё один человек – скульптор, увековечивший Алексея Слепнёва в камне.

    В семейном архиве Алексея Слепнёва и Валентины Бураковой бережно хранилась фотография с дарственной надписью: «Глубокоуважаемому Алексею Григорьевичу от автора. 26 октября 1952 года». Автограф оставил Сергей Дмитриевич Шапошников – известнейший советский скульптор, автор величественного памятника «Мать-Волга», установленного в преддверии рыбинских шлюзов.

    Первоначальный проект предусматривал установку памятника перед средней шлюзовой башней со стороны Рыбинского водохранилища. Сергей Шапошников приехал в Рыбинск, осмотрел местность, её рельеф, соизмерил масштаб монумента и шлюзов и решительно забраковал этот проект. Превращаясь в украшение гигантских шлюзов, «Мать-Волга» теряла монументальную оригинальность.

    Шапошников создал десятки эскизов, прежде чем выстрадал нужный образ. Он предложил поставить скульптуру в самом начале дамбы, которая на целый километр выдвинулась в водохранилище. Возвышаясь над водой, свободная от тесных объятий шлюзов «Мать-Волга»» зрительно объединяла в единое целое все сооружения гидроузла. Идея скульптора была одобрена, и Шапошников приступил к реализации замысла.

    Двухметровую модель статуи распилили на фрагменты толщиной в пять сантиметров. На фанере были вычерчены контуры каждого фрагмента с пятикратным увеличением. На дамбе, на месте будущего памятника, была сооружена башня, в которую заключили до поры до времени и статую, и высокий пьедестал для неё.

    Сооружался памятник так. Фанерные листы складывали в обратном порядке, фиксируя деревянными брусками, благодаря которым между фрагментами получались зазоры в 25 сантиметров. Словно игрушку — конструктор таким образом собрали 11-метровую деревянную статую. Ее обмазали гипсом, потом на гипсовую скульптуру надели гипсовый же кожух. Через постамент из огромной формы выбрали все дерево и гипс статуи. В образовавшейся пустоте был сварен армированный «скелет». Наступила напряженная пора изготовления железобетонного тела «Матери-Волги». Только на изготовление простёртой вперёд руки понадобилось шестнадцать тонн бетона. Сергей Дмитриевич, пренебрегая уютом, жил тут же, на дамбе, в небольшом домике, и контролировал возведение монумента.

    Ответственным за выполнение железобетонных работ был назначен 35-летний рыбинский инженер Алексей Слепнёв. Скульптор и строитель познакомились и подружились.

    Помимо создания центральной фигуры – памятника «Мать -Волга» – Сергею Дмитриевичу поручили выполнить и малые скульптурные формы, отражающие дух коммунистического созидания. Зрительно это передавалось через мужские и женские образы. Приступая в 1952 году к созданию барельефа на фронтоне здания Рыбинского гидроузла, Сергей Шапошников использовал в качестве типажей людей, которых видел повседневно. Натурщицей для женского образа стала девушка по имени Тамара – секретаря комсомольской организации. Наблюдая за разгорячённым работой, энергичным красавцем строителем с типично русским лицом, Сергей Дмитриевич счел Алексея Слепнёва подходящим для олицетворения образа строителя коммунизма. При этом оба очень рисковали. Особенно Алексей Слепнёв. Он не был коммунистом. Еще недавно он отбывал на Волгострое-Волголаге срок по «58-й» политической статье. Он мог схлопотать новый срок, если бы начальство Волгостроя дозналось, что бывший «зек» изображён на барельефе в качестве рабочего-коммуниста.

    Алексей Слепнёв мог угодить под жернова сталинских репрессий как немецкий агент, так как он родился в 1915 году в Германии. Однако оказался в «ежовых рукавицах» за преклонение перед американцами. Студент Полтавского инженерно-строительного института Алексей Слепнёв опрометчиво похвалил американский строительный проект. Бдительный сокурсник сообщил об этом в «органы».

    Состоялся скорый шемякин суд. Ему пришили 58-ю статью-душегубку. Теория строительства в институтских аудиториях сменилась практикой в Волголаге на Верхней Волге. Он прошёл ступени бригадира, мастера, прораба до начальника технической части Волжского стройучастка Волгостроя-Волголага. На него самого, молодого и симпатичного мужчину, заглядывались девчата. Обратила на него внимание и молодая докторша Валя Буракова.
    Валентина в конце 1942 года с отличием окончила 1-й Ленинградский медицинский институт. Из блокадного Ленинграда она уезжала по знаменитой «дороге жизни». Будучи по диплому врачом-педиатром, она в качестве терапевта обслуживала многочисленные пункты Волголага. И однажды повстречала Алексея.

    Свадьбу они справили в 1945 году. Вместо шампанского стаканы наполнили подкрашенным красными чернилами спиртом. К тому времени у Алексея истёк срок заключения. Но клеймо «врага народа» с него не сняли, он был поражён в гражданских правах и поэтому не мог ехать, куда глаза глядят. Алексей здраво рассудил, что Валентине не следует менять девичью фамилию на фамилию мужа. Мало ли чего. Ему ли не знать, что нередко отбывших срок заключения осуждали повторно. С 1949 года маховик репрессий вновь закрутился, и вплоть до смерти Сталина в 1953 году, Волголаг пополнялся всё новыми и новыми узниками.

    Алексея Григорьевича полностью реабилитировали в 1958 году. К этому времени он всё-таки окончил институт. Реабилитация дала ему возможность выбора места жительства и работы. Но Алексей и Валентина решили остаться в Рыбинске. У них подрастали дети Григорий и Татьяна, также носившие материнскую фамилию. Супруги рассудили, что не стоит с фамилиями огород городить. Он остался Слепнёвым, она – Бураковой.

    Алексей Слепнёв с 1960 года возглавил строительное управление №3 крупнейшего в городе строительно-монтажного треста №16. Под его началом возводились корпуса кабельного завода, жилые дома в поселке Переборы, Дворец культуры кабельщиков в этом поселке, больница №4, здание которой стало трёхэтажным благодаря его настойчивости. «Лебединой песней» замечательного строителя стало одно из красивейших зданий Рыбинска — городской общественно-культурный центр. Он открылся в 1985 году, а в 1986 году Слепнёва не стало.

    В стране была перестройка. Народу разрешили говорить, то, о чём раньше приходилось молчать. На поминках Валентина Григорьевна открыла тайну мужа, которую берегла столько лет.

    Барельеф гармонично вписался в монументальную архитектуру Рыбинского гидроузла и стал привычным для глаз рыбинцев. Настолько привычным, что даже друзья Алексея Григорьевича не улавливали сходства между ним и «каменным гостем» из эпохи грандиозных свершений социализма.

    Алексей Слепнёв так и не стал коммунистом. Зато в памяти людей, как и на барельефе, он навечно остался строителем.

    Александр Сысоев, Рыбинск, Ярославская область

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    3 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Рыбинск
    сообщить модератору
      Наверх